Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Студенты получат сразу несколько квалификаций

Госдума поддержала предложенное Правительством изменение подходов к стандартам профобразования

10.03.2021 18:06

Автор: Дмитрий Гончарук

Студенты получат сразу несколько квалификаций

Фото: АГН Москва

Студенты российских вузов смогут получить сразу несколько квалификаций в рамках основной образовательной программы, менять профиль обучения и переводиться на другие факультеты. Всё это позволит новый принцип, по которому будут формировать федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования. Проект правительственных поправок в Закон «Об образовании» Госдума поддержала в первом чтении 10 марта.

Ответ на требования рынка труда

О необходимости сделать профобразование более гибким, обновить ФГОСы и примерные основные образовательные программы говорилось в перечне поручений президента Владимира Путина от 28 марта 2020 года по итогам заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. Часть из них и призван выполнить проект, разработанный в Минобрнауки.

Сейчас в реестре числится 1325 профстандартов, из которых около сотни уже утратили силу, а часть полностью переработана. Но динамичность рынка труда требует постоянных изменений: утверждают новые нормы, старые отменяют. А это приводит к неизбежным изменениям и в перечне, сказал заместитель министра науки и высшего образования Пётр Кучеренко.

Закон о дистанционном обучении могут принять в ближайшие месяцы
«Вместе с тем складывающаяся правоприменительная практика формирования требований ФГОС профессионального образования на основе профстандарта показывает, что данное законодательное положение порой неэффективно, — объяснил чиновник. — Процедура внесения изменений во ФГОС профобразования длится порядка полугода, что не отвечает потребностям оперативного учёта».

Законопроект устанавливает, что такие стандарты можно будет разрабатывать не только по профессиям и специальностям, но и по их укрупнённым группам, по областям деятельности, по уровню образования. Профессиональные образовательные программы включат компетенции, отнесённые к одной или нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки.

Кроме того, появится возможность получения сразу нескольких квалификаций. То есть, например, на факультете журналистики можно будет одновременно получить навыки и журналиста периодической печати, и телевизионщика, и специалиста по связям с общественностью.

«Нормы законопроекта действительно продиктованы современными реалиями и потребностями образовательной среды», — подчеркнула Татьяна Касаева из думского Комитета по образованию и науке. По её словам, 34 региона прислали положительные отзывы, ни одного отрицательного не поступило.

Нормы законопроекта действительно продиктованы современными реалиями и потребностями образовательной среды«.

Уделяя внимание развитию профстандартов, нельзя забывать об образовательных программах, убеждена заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая.

«Мы видим, что вы отдали на откуп вузам принятие таких важных для подготовки юристов решений, как изучение семейного права и криминологии. Возникает серьёзный вопрос, как вообще можно подготовить юриста, который не изучает данные дисциплины в обязательном порядке», — обратилась она к представителю Минобрнауки.

Кучеренко признал, что качество юридического образования вызывает серьёзные вопросы, а Татьяна Касаева пообещала, что замечания вице-спикера обязательно учтут при подготовке законопроекта ко второму чтению.

По лезвию бритвы Оккама

Первый зампред думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин считает, что стоит соблюдать принцип бритвы Оккама и не привлекать новые сущности без необходимости. Он напомнил, что сейчас в стране параллельно действуют две группы стандартов: федеральные с их требованиями к уровню подготовки выпускников и профессиональные с требованиями к уровню подготовки специалистов.

Изменения на рынке труда сегодня происходят быстрее, чем студент успевает получить диплом, поэтому важно, чтобы и у вузов, и у студентов была возможность быстрее адаптироваться к новым условиям».

«В идеале, конечно, эти части ФГОС и профстандартов должны совпадать, — отметил депутат. — К сожалению, сейчас это не так. Тем не менее законопроект делает правильный шаг в направлении сближения этих стандартов. Вузам разрешат руководствоваться профессиональными стандартами при определении уровня подготовки выпускников».

Смолин добавил, что возможность получения нескольких квалификаций позволит реализовать модель, когда сначала идёт подготовка специалистов среднего звена, а затем — специалистов с высшим образованием.

«Изменения на рынке труда сегодня происходят быстрее, чем студент успевает получить диплом, — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин. — Поэтому важно, чтобы и у вузов, в задачи которых входит подготовка профессиональных, востребованных работодателем кадров, и у студентов, которым важно получить в будущем работу по специальности, была возможность быстрее адаптироваться к новым условиям».

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 7838