Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Студенты должны начать работать ещё в вузах

Институты могут не получить лицензию на образовательную деятельность, если не обеспечат качественную практику на предприятиях

17.12.2018 16:30

Автор: Марина Третьякова

Студенты должны начать работать ещё в вузах
Фото: ПГ/Игорь Самохвалов

Традиционная система образования со всеми её курсовыми и лабораторными работами и даже с производственной практикой далека от того, чтобы на выходе получился специалист, которого ищут работодатели, считают депутаты из думского Комитета по образованию и науке. Они внесли в Госдуму законопроект, согласно которому практика у студентов будет максимально приближена к будущей профессии.

Студенты не готовы к свободному плаванию

Работодатели предъявляют всё более высокие требования к уровню именно практической подготовки потенциальных сотрудников. Это подтверждают опросы сайтов по поиску работы: почти половина компаний отказывает молодым соискателям именно из-за отсутствия опыта. При этом уровень практических навыков у современных выпускников они оценивают на два балла из пяти.

Проект закона депутатов от фракции «Единая Россия» Вячеслава Никонова, Геннадия Онищенко, Любови Духаниной и Гаджимета Сафаралиева предлагает закрепить в Законе «Об образовании» понятие «практическая подготовка» и конкретизировать его. Этот термин и сейчас фигурирует в федеральном законе, но применяется только в контексте подготовки кадров определённой направленности: медицинских и фармацевтических работников, специалистов авиационного и железнодорожного транспорта.

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору
«Законопроектом предлагается закрепить практическую подготовку как форму организации учебной деятельности по всем образовательным программам. Она будет регулироваться отдельными положениями», — пояснила «Парламентской газете» соавтор инициативы, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Также документ предусматривает, что практика может проводиться не только в вузе или колледже, но и на предприятии, отметила депутат. Важно и то, что требования к зданиям и помещениям, в которых должна проходить практика, будут закреплены в положении о лицензировании образовательной деятельности. То есть, чтобы получить лицензию, вуз или техникум должен будут соблюдать требования и по местам проведения практической подготовки.

Задача законопроекта — обеспечить адаптацию студентов в будущей профессии, подчеркнул соавтор инициативы, член Комитета Госдумы по образованию и науке Гаджимет Сафаралиев. «Я думаю, наш проект поможет работодателям принимать уже подготовленных специалистов», — сказал он «Парламентской газете».

Сетевое равноправие

Ещё один блок поправок регламентирует сетевую форму обучения. Студентам дадут возможность осваивать в сетевой форме отдельные курсы, дисциплины и практики.

«Теперь по курсу или модулю можно будет получить оценку там, где обучающийся их освоил, и у базовой организации не будет причин не засчитывать эту оценку», — рассказала Любовь Духанина. Пока в законе такая норма отсутствует, а зачёт оценок по предметам, освоенным по сетевой форме, обеспечивается путём локальных актов вузов.

Предложенные в закон поправки помогут ликвидировать барьеры, сдерживающие развитие сетевой формы обучения.

Кроме того, в законе не прописаны финансовые аспекты «сетевых» взаимоотношений между базовыми учебными организациями и их партнёрами. В законопроекте сделан первый шаг в этом направлении: государственные вузы и училища получат право пользоваться имуществом государственных и муниципальных организаций на безвозмездной основе.

«Предложенные в закон поправки помогут ликвидировать барьеры, сдерживающие развитие сетевой формы обучения. У вузов, колледжей, школ, предприятий появятся новые возможности для многостороннего и разноформатного взаимодействия», — резюмировала Любовь Духанина.