Студентов хотят научить правилам поведения при чрезвычайных ситуациях
В Минобрнауки планируют обновить стандарты высшего образования
Все выпускники российских вузов должны уметь принимать грамотные финансовые решения, испытывать нетерпимое отношение к взяточничеству и соблюдать правила безопасности, грамотно действуя при чрезвычайных ситуациях. Такие пункты могут войти в отредактированные требования к вузовскому образованию. Кроме этого, эти госстандарты предлагают написать по-новому, причем не только для конкретных профессий, но и для целых групп специальностей. По мнению парламентариев, эти предложения логичны и отвечают вызовам нашего времени.
Любой профессионал — с гражданской позицией
Студентов в России обучают по государственным образовательным стандартам (ФГОСы), которые утверждает Минобрнауки. Это требования к структуре программ и тому, что должны знать и уметь выпускники, учившиеся по ним. Сейчас документы перерабатывают, и в 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения, рассказала «Парламентской газете» заместитель Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова.
«Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определят чёткие требования к предметным результатам по каждой специальности и каждой ступени высшего образования, а также пропишут необходимый набор компетенций», — пояснила депутат.
Пока вносят точечные изменения. Например, 9 сентября начались общественные обсуждения проекта приказа Минобрнауки, расширяющего перечень навыков и умений бакалавров, магистров и специалистов.
По действующим стандартам студент, кроме сугубо профессиональных знаний должен приобрести общекультурные навыки. Например, человеку, освоившему градостроительную специальность, надо обладать системным критическим мышлением, общаться по работе на русском и иностранном языке и «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах».
Минобрнауки предлагает дополнить такие списки общекультурных навыков, причём для всех специальностей — от фармацевтики и изящных искусств до строительства и восстановления боевых летательных аппаратов.
Если документ утвердят, вузы должны будут заняться повышением экономической культуры студентов и их финансовой грамотностью, чтобы они умели принимать обоснованные экономические решения. Также выпускнику полагается быть способным «формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению», говорится в проекте.
По мнению Ларисы Тутовой, такими качествами должен обладать каждый зрелый и сформировавшийся молодой специалист в любой области. «Поэтому внесение подобных изменений в ФГОС высшего образования весьма логично и обоснованно», — считает депутат.
Отдельно в новом варианте стандартов упоминается инклюзия. Человеку необходимо уметь правильно общаться с людьми с ограниченными возможностями как в профессиональной, так и социальной сфере, полагают в Минобрнауки.
Уточняется и компетенция «Безопасность жизнедеятельности». Профессионал должен не просто соблюдать правила безопасности, но и делать это «для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов».
По мнению Ларисы Тутовой, этот пункт может быть обусловлен новыми реалиями, с которыми общество столкнулось во время пандемии коронавируса. «Подобные вызовы времени повлияли на все сферы жизнедеятельности», — сказала парламентарий.
Появится больше выбора
Также Минобрнауки хочет поменять сам подход к формированию ФГОСов. Сейчас требования разрабатывают, например, для конкретной профессии или направления подготовки. Это неудобно, в том числе и потому, что требования рынка к профессионалам постоянно изменяются, а чтобы скорректировать соответствующий ФГОС, нужно примерно полгода. Пока дополнения вносят, работодатели выдвигают уже новые требования.
Поэтому в Минобрнауки предложили поправки в закон об образовании, разрешающие разрабатывать стандарты для укрупнённых групп специальностей или областей профдеятельности по уровням обучения. Это позволит сократить избыточное государственное регулирование образования и расширит автономию самих вузов, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, эту тему обсуждают давно. Сейчас ФГОСы привязаны к конкретной кафедре, специальности, а задачи, стоящие перед студентами, могут находиться на стыке отраслей и требовать взаимодействия между разными вузами, отметила она.
«Безусловно, изменения нуждаются в серьёзном обсуждении с экспертами, педагогами, предприятиями, бизнесом, но это то, что сегодня очень востребовано экономикой», — считает сенатор.
Параллельно обсуждается ещё один проект приказа Минобрнауки, корректирующий ФГОСы для бакалавриата. Предлагается, что вузы по-прежнему смогут определять перечень необходимых знаний выпускника на основе профстандартов из специального реестра, но уточняется, что из каждого стандарта университету нужно выбрать одну или несколько трудовых функций, а если подходящих стандартов нет — самому определить, чему должен научиться студент.
Для этого понадобится проанализировать, какие требования к выпускникам выдвигает рынок с учётом российского и зарубежного опыта, и проконсультироваться с работодателями в конкретной сфере.