Студенческим строительным отрядам исполнилось 60 лет
Начало самого движения студенческих строительных отрядов связывают с работой студенческого отряда МГУ им. Ломоносова в Казахстане в 1959 году, когда 339 студентов-физиков поехали на целину в Северо-Казахстанскую область (Булаевский район), где построили 16 объектов, выполнив объём работ на сумму 250 тысяч рублей. За лето им удалось построить 12 жилых домов, телятник, два птичника и крольчатник. Вскоре на целину стали прибывать студенты и из других вузов.
Однако, как показывают конкретные факты, движение студенческих строительных отрядов — это не идея какого-то конкретного вуза или отдельной комсомольской организации, это опыт организации труда студентов многих учебных заведений страны. Одновременно с МГУ летом 1959 года около 10 тысяч ленинградских студентов трудились на строительных объектах, в Литве работали 17 студенческих отрядов, а студенты Горьковского и Ростовского инженерно-строительного институтов, проведя весь цикл профессиональной подготовки, ударно работали на возведении производственных и культурно-бытовых объектов в Казахстане. Тогда же на целинные стройки выезжали студенческие отряды многих вузов и техникумов Москвы, Украины, Воронежа, Новосибирска, Куйбышева, Саратова, Казани и Свердловска.
В январе 1960 года газета «Комсомольская правда» опубликовала письмо — обращение секретарей комитетов комсомола четырёх вузов, в том числе МГУ и строительного техникума Москвы, с рассказом об опыте формирования студенческих строительных отрядов. Они призвали студентов страны создавать строительные отряды для работы на целине.
В 1963 году появляются первые профильные отряды (отряды проводников, педагогические).
В середине 60-х более 2,5 тыс. студентов Москвы, Иркутска, Харькова трудились на строительстве железной дороги Абакан — Тайшет.
В 1966 году в Кремлёвском Дворце съездов состоялся первый Всесоюзный слёт студенческих строительных отрядов (ССО), где был принят единый для всех отрядов устав, а в 1969 году создан центральный штаб ССО.
Резкое увеличение численности студенческих отрядов произошло к середине 70-х годов: в семь раз возрос объём работы, расширилась сфера приложения труда отрядов в народном хозяйстве страны, появились отряды нестроительного направления.
1978 год — объявлена очередная Всесоюзная ударно-комсомольская стройка — Саяно-Шушенская ГЭС.
1979 год — отряды работали на БАМе, Приморье, нефтяных месторождениях Тюмени. Проводится Всесоюзный слёт участников студенческих отрядов в Алма-Ате (Казахская ССР).
Всего около 80 тысяч студентов трудились на стройках Сибири и Дальнего Востока, Крайнего Севера. 27 тысяч бойцов сооружали такие объекты, как Волжский и Камский автозаводы, газопровод Север — Центр, железные дороги Асино — Белый Яр, Тюмень — Тобольск — Сургут, Красноярская ГЭС.
1985 год — строительные отряды участвуют в ударной комсомольской стройке КАТЭК. На этот же год приходится пик развития студенческих отрядов в СССР: от министерств и ведомств было поданы заявки на привлечение 2 миллионов студентов, численность Всесоюзного студенческого отряда составила 830 тысяч человек. К середине 80-х годов через ССО прошли 12,758 миллиона студентов.
Летом 1986 года бойцы ССО участвуют в ударных стройках СССР — Саяно-Шушенская ГЭС, БАМ, КАТЭК, Экибастуз, газовые месторождения Тюмени. Сотни добровольцев отправились в Киевскую область, чтобы строить жильё чернобыльцам. В Таджикистане бойцы студенческих отрядов помогли в ликвидации последствий землетрясения. Благодаря студенческим отрядам были основаны города Усть-Илимск и Братск.
Движение студенческих отрядов получало понимание и поддержку студентов и поэтому оно так быстро и массово развивалось. Число студентов, выезжающих в составе студенческих отрядов, ежегодно увеличивалось. В 1959 году — 339 человек, 1965 году — 40 тысяч, 1970 году — 309 тысяч, 1980 году — 822 тысячи, 1985 году — 830 тысяч человек.
В студенческих отрядах молодые люди не только получали хорошую трудовую практику по своей специальности, но и нарабатывали опыт, учились ценить чужой труд, а также адаптироваться в обществе.