Строители Беломорканала побили рекорд
Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, было начато в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина, а завершилось 2 августа 1933 года.
Стройка была засекречена, работами руководило начальство НКВД СССР. На этом грандиозном объекте работали около 280 тысяч заключенных, а основными орудиями труда были тачка, кувалда и топор. Самым современным механизмом был деревянный журавль для перемещения каменных валунов. Благодаря тому, что заключённых не щадили, удалось добиться рекордных темпов строительства канала. Панамский канал длиной 80 км строили 28 лет, Суэцкий канал в 160 км прокладывали 10 лет, а Беломорканал длиной 227 км был пробит в скальных породах за год и девять месяцев. 2 августа 1933 года строительство канала было завершено, а его официальное открытие состоялось через 3 дня — 5 августа.
На канале расположен комплекс сложных гидротехнических сооружений — шлюзы, плотины, водоспуски, дамбы, искусственные каналы. Беломорканал установил непосредственную связь между Балтийским морем и Севером, и у Советского союза появилась возможность приступить к активной эксплуатации лесных, рыбных и прочих природных богатств северных территорий.
В годы Великой Отечественной войны канал был значительно повреждён, его полностью восстановили в июле 1946 года. Особое значение Беломорканал приобрёл в 1964 году после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути. Сейчас судоходство по каналу осуществляется не только для перевозки грузов, Беломорско-Балтийский канал является перспективным маршрутом для туристических судов.