Все о пенсиях в России

18:03Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

Страховщики пугают подорожанием ОСАГО

Стоимость полиса автогражданки обрастает слухами и процентами

05.12.2019 17:00

Автор: Геннадий Мельник

Страховщики пугают подорожанием ОСАГО
Фото: АГН Москва

В четверг, 5 декабря, СМИ сообщили о грядущем повышении тарифов ОСАГО почти на треть в случае принятия разработанного депутатами законопроекта о либерализации системы автогражданского страхования. Авторы документа заявили, что такого не будет: предложенные поправки понизят стоимость полиса для аккуратных водителей, а вот для лихачей, напротив, предусмотрены повышающие коэффициенты.

Напомним, в октябре Госдума перенесла на неопределённый срок рассмотрение правительственного законопроекта об индивидуализации ОСАГО. Согласно документу, с 1 января 2020 года предполагалось отменить территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. Взамен страховщики должны были получить возможность увеличить тарифный коридор сначала на 40, а потом ещё на 30 процентов. Кроме того, заявлялось о повышении предельного размера возмещения за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего с 500 тысяч до двух миллионов рублей.

Битва за коэффициенты

Изменений было так много, что законодатели не рискнули выпускать джинна из бутылки. Очевидно, что поправки вызвали бы рост стоимости ОСАГО, и это признали даже в Минфине. При этом в большом количестве факторов было бы сложно определить степень воздействия каждого на итоговую цену, что исключало возможность эффективной балансировки системы.

Проезд на красный может повысить стоимость ОСАГО
Тогда депутаты от всех фракций во главе с председателем думского Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым разработали и внесли в Госдуму компромиссный вариант проекта закона, исключив из него предложения, вокруг которых развернулись самые сильные споры. Так, они отказались от увеличения страховых выплат за причинение вреда жизни или здоровью, а также сохранили коэффициенты по территории и мощности, чтобы не расширять тарифный коридор.

Законопроект ещё не рассматривался даже в первом чтении, а в СМИ со ссылкой на страховщиков прошла информация, что ко второму чтению коэффициент мощности всё же будет исключён из документа. Соответственно страховщики получат компенсацию в виде расширения тарифного коридора на 30 процентов вверх и вниз.

С опровержением информации о росте тарифов ОСАГО сразу же выступил автор законопроекта Анатолий Аксаков. Он отметил, что максимум возможна их индексация на уровень инфляции, а это около четырёх процентов.

Глава думского Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) назвал ажиотаж в СМИ информационным вбросом. «Этот вброс дезавуирует идеологию нового законопроекта. Лично я сомневаюсь, что так произойдёт», — сказал он, добавив, что это работа лоббистского сообщества.

Дискуссия продолжится

Несмотря на более сдержанный вариант законопроекта о либерализации ОСАГО, депутаты при этом не отказываются от вектора в сторону индивидуализации тарифов.

Анатолий Аксаков. ФотО: пресс-служба Государственной Думы

Документ, к примеру, предполагает повышение тарифов автогражданки для юрлиц. По словам Анатолия Аксакова, в отличие от частников предприниматели более интенсивно используют свои авто и чаще попадают в ДТП. В свою очередь, стоимость страховки для обычного гражданина будет тоже варьироваться в зависимости от степени угрозы, которую он представляет на дороге.

В частности, значения базовых ставок будут меняться в зависимости от факторов, существенно влияющих на вероятность совершения страхователем ДТП. В качестве таких факторов может учитываться неоднократное в течение года привлечение водителя к административной ответственности за проезд на красный или запрещающий жест регулировщика, превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречку или вождение в состоянии опьянения. При этом нарушения, зафиксированные на дорожную камеру, не учитываются.

«Таким образом, дисциплинированные водители будут платить меньше, а лихачи — больше», — заявил автор проекта закона.

Реформа ОСАГО потребовала балансировки
В Правительстве вынужденно согласились с депутатами, но отметили, что это только первый раунд схватки.

«Правительственный законопроект мне нравится больше, — признался в ходе парламентских слушаний 5 декабря замглавы Минфина Алексей Моисеев. — Но мы, безусловно, поддержим альтернативный проект, потому что это позволит двигаться вперёд».

А зампред Банка России Владимир Чистюхин прямо предупредил, что, несмотря на поддержку документа, дискуссия по реформе ОСАГО не окончена и не закрыта.

«Надеюсь, в дальнейшем, в рамках, может быть, другого законопроекта, мы примем решение, которое позволит не зависеть от коэффициентов по территории и мощности, а также дать возможность гражданам получить большую защиту при покрытии ущерба жизни и здоровью, полученного в ДТП», — подчеркнул он.

Отказники становятся проблемой

По официальным данным страховщиков, в 2018 году было заключено 39,9 миллиона договоров ОСАГО. При этом число зарегистрированных транспортных средств равнялось 60,6 миллиона единиц.

Общественники и правозащитники предупреждают, что если бесконечно менять правила игры и повышать стоимость ОСАГО, люди просто перестанут покупать страховку. Координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов привёл любопытные данные исследования по Москве. Из 2579 автомобилей, которые попали в объектив камеры общественников и были проверены по базе страховщиков, 520 машин не имели полисов ОСАГО. Это чуть более 20 процентов. При этом из ста автомобилей с разрешением на работу в такси половина без полиса.

39,9 миллиона договоров ОСАГО было заключено в 2018 году. При этом число зарегистрированных транспортных средств равнялось 60,6 миллиона единиц.

«Добропорядочные граждане сегодня вынуждены покупать более дорогой полис КАСКО, чтобы защитить себя от тех, кто ездит без автогражданки», — констатировал он.

По мнению Владимира Чистюхина, рецепт борьбы с «отказниками» прост: «камеры и штрафы решат эту проблему».

Однако, уверены общественники, штрафы — не выход. «Проблема в том, что сегодня в Интернете очень много продаётся поддельных полисов, и граждане зачастую не знают, что им подсунули, — пояснил Пётр Шкуматов. — Несправедливо наказывать их ещё штрафом. Может быть, предусмотреть сначала некое предупреждение для них».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5935

Ещё материалы: Анатолий Аксаков, Олег Нилов