Все о пенсиях в России

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

05.11.2024Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

03.11.2024Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

Сто лет назад россияне впервые увидели алые паруса

В Международный день музеев «Парламентская газета» рассказывает об удивительном доме-музее Грина в Феодосии

18.05.2022 00:00

Автор: Александр Мащенко

Сто лет назад россияне впервые увидели алые паруса
Алые паруса мечты в «Ростральной» © Алексей Васильев/ПГ

Алые паруса видел, наверное, каждый россиянин — на прогулочных яхтах, конфетных фантиках, этикетках духов и шампуня, в названиях гостиниц, кинотеатров, санаториев, пионерских лагерей, наконец, в великолепном фильме Александра Птушко с Анастасией Вертинской и Василием Лановым в главных ролях. А придумал этот образ, ставший едва ли не самым известным коммерческим «литературным брендом» Советского Союза, романтик до мозга костей Александр Грин.

Чем Гринландия отличается от Гренландии

Широкая читательская публика впервые познакомилась с повестью-феерией Грина ровно сто лет назад. В мае 1922 года газета «Вечерний телеграф» опубликовала главу «Алых парусов» «Грэй», а в виде отдельной книги произведение увидело свет уже в следующем 1923 году. Сегодня, в Международный день музеев, «Парламентская газета» рассказывает об удивительном доме-музее писателя в Феодосии.

Около 35 тысяч человек в год посещает дом-музей Грина в Феодосии. Более трех миллионов побывало в нем за весь период существования.

Его придумал в шестидесятых годах прошлого века организатор музейного дела Геннадий Золотухин. Автором проекта стал художник, книжный иллюстратор, скульптор, архитектор, поэт Савва Бродский. По тем строгим советским временам это был один из самых необычных литературных музеев страны. Его иногда сравнивают с лондонским музеем Шерлока Холмса на Бейкер-стрит или музеем Ганса Христиана Андерсена в Копенгагене.

Прямо с улицы мы попадаем «за границу». В Гринландию — не путать с Гренландией. Первую комнату музея украшают карты вымышленной страны, в которой жили — и живут до сих пор — герои произведений писателя. Вот ее столица — город Лисс, в четырех верстах от которого жила Ассоль. Вот Гель-Гью, где развиваются события романа «Бегущая по волнам». А вот «самый посещаемый» гриновский городок Зурбаган. Даже если кто-то не читал «Золотую цепь» и «Фанданго», то наверняка слышал песню в исполнении Владимира Преснякова-младшего: «Засыпает синий Зурбаган. А за горизонтом ураган».

Читайте также:

• Миля за милей: по стопам великой императрицы

Жажда странствий

В следующей комнате, рабочем кабинете Грина, — маленький письменный стол, за которым писатель сочинил свой самый известный феодосийский роман — «Бегущая по волнам».

«Писатель за большим столом — это слишком мастито, профессионально, неуютно. От писателя меньше всего должно пахнуть писателем», — процитировала классика наш гид по Гринландии — заместитель директора дома-музея по науке Светлана Колотупова.

Кстати В 1968 году в Ленинграде придумали знаменитый праздник выпускников школ «Алые паруса», который с тех пор отмечается каждый год в последних числах июня.

Первой книгой, которую прочитал в своей жизни Саша Грин, были «Путешествия Гулливера» — так родилась в душе у будущего писателя страсть к морю, кораблям и приключениям, которую он пронес через всю жизнь. Из рабочего кабинета мы попадаем в «Трюм фрегата», а оттуда в «Каюту странствий». Дальше — «Клиперная», а за ней — «Ростральная». Именно здесь посетитель узнает историю создания «Алых парусов». Идея повести пришла Грину во время прогулки по Петербургу в 1916 году. «У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование», - рассказывал об этом сам Грин.

«Алые паруса» полностью написаны в городе на Неве, в знаменитом «Доме искусств», где соседями Грина были Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Вениамин Каверин, Всеволод Рождественский. «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал Всеволод Рождественский.

В рабочем кабинете писателя © Алексей Васильев/ПГ

В поисках цвета

«Грин выбирал название повести так же тщательно, как Грэй — шелк для парусов своего корабля, — расскала Светлана Колотупова. — Красный, багровый, пурпурный цвета были отвергнуты и писатель остановился наконец на алых».

Читаем в книге: «Роясь в легком сопротивлении шелка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый темный; густые закипи вишневых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своем мнимом родстве, подобно словам: «очаровательно» — «прекрасно» — «великолепно» — «совершенно»; в складках таились намеки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана; что приносил лавочник, было хорошо, но не вызывало ясного и твердого «да». Наконец один цвет привлек обезоруженное внимание покупателя; он сел в кресло к окну, вытянул из шумного шелка длинный конец, бросил его на колени и, развалясь, с трубкой в зубах, стал созерцательно неподвижен.

Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй».

За «Ростральной» — «Каюта капитана Геза» из «Бегущей по волнам». Экспонаты — подзорная труба, капитанская фуражка, глобус, навигационные приборы. Ну и, наконец, последняя комната музея — «Корабельная библиотека». На полках — книги писателя, переведенные на десятки языков и изданные общим тиражом в сотни миллионов экземпляров.

Каюта капитана Геза © Алексей Васильев/ПГ

Встречи в Зурбагане

Грин впервые увидел Крым в 1896 году шестнадцатилетним юнгой с борта парохода «Платон». Много лет спустя, в мае 1923-го, получив гонорар за роман «Блистающий мир», он с женой посетил Севастополь, Балаклаву, Ялту, Феодосию. Именно во время того путешествия писателю и пришла в голову мысль перебраться на полуостров на постоянное место жительства. Задумано — сделано. В сентябре 1924 года Грины поселились в Феодосии, в домике на улице Галерейной, где сейчас устроен музей. Его, как алые паруса, лучше увидеть собственными глазами. Сейчас ежегодно дом-музей Грина посещает около 35 тысяч человек, в советское время их бывало в несколько раз больше. Всего за почти 52 года существования музей принял более трех миллионов посетителей.

Открытие Сотрудники дома-музея расшифровали рукопись неоконченного романа писателя «Таинственный круг» о Фритьофе Нансене.

Лучшее время для посещения Феодосии, конечно же, приближающееся лето, когда море у берегов древнего города будет бороздить не одна прогулочная яхта с алыми парусами. А лучший день для того, чтобы заглянуть в гриновский музей, — это день рождения писателя, 23 августа, когда алые паруса по традиции поднимают еще и над его домом-фрегатом, где проходит фестиваль «Встречи в Зурбагане».

Александр Грин умер 8 июля 1932 года и похоронен недалеко от Феодосии, в городе Старый Крым, где он провел последние годы своей жизни. С тех пор прошло почти девяносто лет, но до сих пор читателям известны не все произведения классика. Недавно сотрудники дома-музея расшифровали рукопись неоконченного романа писателя «Таинственный круг» о полярном исследователе Фритьофе Нансене. Фрагменты произведения были опубликованы издательским домом «Коктебель», но целиком расшифрованная рукопись пока не издана.