Срочно требуются лидеры!
Состоялся экспертно-медийный форум «Познавая Союзное государство: от Бреста до Владивостока»
Не надо клясть тьму, надо зажечь собственную свечу…» Этим выдержавшим испытание веками изречением Конфуция Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота завершил свое выступление на открытии экспертно-медийного форума «Познавая Союзное государство: от Бреста до Владивостока». Представительная встреча политиков, дипломатов, журналистов и профессионалов бизнеса путешествий, организованная Постоянным комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня», дала участникам возможность представить широкий спектр мнений как по философско-мировоззренческим аспектам сближения и интеграция России и Беларуси, так и по сугубо практическим шагам в развитии туризма, который, вне сомнений, является уникальным и незаменимым средством взаимного духовного обогащения братских народов.
Важность темы, подчеркнул Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Российской Федерации Игорь Петришенко, констатировавший, что Союзное государство имеет все шансы стать первопроходцем в создании туристического рынка. Если в социальной сфере, в экономике, в оборонной промышленности выгоды тесного сотрудничества давно не нуждаются в доказательствах, то в отношении возможностей увидеть жизнь ближайших друзей, партнеров и соседей интеграция еще не достигла желаемого и возможного уровня.
Между тем интерес к воистину необъятным туристическим ресурсам наших стран проявляют и за рубежом. В Польше, услышав об информационном проекте «От Бреста до Москвы», заговорили о том, что не худо бы подключить к нему нечто подобное под девизом «От Варшавы до Бреста». Понятно, что в эпоху санкций это звучит пока что как благое пожелание, но санкции не вечны, и здравомыслие всегда базируется не столько на сантиментах, сколько на перспективах выгоды. Понятно, что на этом пути предстоит разрулить множество затруднений от чисто технических (типа пробок на Можайском шоссе) до необходимости совершенствования законодательства и психологических препон, но цель в любом случае оправдывает средства. Недаром же заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова напомнила, что туризм влияет на 53 отрасли экономики и притом роль его в увеличении ВВП пока что слишком мала…
Проблем на форуме было затронуто немало, и лежат они в достаточно разных плоскостях. Если создание единого визового пространства двух стран потребует немалых дипломатических усилий, то создание того, что обобщенно можно назвать единым туристическим продуктом, может оказаться задачей куда более простой, хотя и в известной степени не менее трудоемкой. Речь, в частности, не только о материальной базе, но и о базе информационной.
Многие участники дискуссии говорили о необходимости интенсифицировать информационную поддержку идущих в этой области процессов. В этом деле отчетливо просматриваются по меньшей мере две составляющие. По словам Татьяны Москальковой, речь идет о создании единого туристического продукта, адресованного не только гражданам Союзного государства, но и всему миру, которому и Россия, и Беларусь способны много что показать и который могут много чем удивить. Продукт этот должен подразумевать и скорейшее формирование всеобъемлющей базы данных о тех возможностях, которыми располагают страны, о возможностях, которые во многом еще неведомы, поскольку на туристических картах слишком много белых пятен.
Взять хотя бы совершенно неведомую для многих туристическую привлекательность фортов и крепостей, которых немало уцелело на белорусской земле. Речь не только о древности. Историк и публицист Александр Широкорад с грустью поведал, что музеефицирована лишь очень малая доля подобных интереснейших объектов. Кроме бессмертной Брестской крепости, ценителям фортификационного искусства доступен лишь один из сопутствовавших ей фортов. Одна из проблем в приграничном статусе, но для организованных тургрупп подобные затруднения вполне устранимы.
А взять хотя бы привлекательнейшие возможности Беларуси для оздоровления россиян в санаториях и на курортах. Скажем, говоря о минеральных источниках, мы в соответствии с некогда усвоенными стереотипами, прежде всего, представляем себе Кавказ. Однако, не преуменьшая достоинств прославленных тамошних целебных вод, полезно узнать, что запад Союзного государства ими тоже весьма богат. А при необходимости грязелечения его сапропелевые ресурсы вообще трудно по освоенности с чем-то сравнить.
Если же выйти за пределы Союзного государства и заговорить о стратегической задаче привлечения в наши страны как можно больших потоков путешественников из дальних стран, то без упорного и целенаправленного информирования о наших природных и культурных сокровищах вообще не обойтись. А сокровища эти нуждаются не только в рекламе, но и в… защите не только от недругов, но и от тех, кто считает себя нашими друзьями.
В этой самой связи и представляется особо ценным проект «Спутник», о запуске которого поведал на форуме генеральный директор Международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселев. Под всему миру знакомым названием в эфир многих стран на разных языках выходит радио, повествующее о нас без сомнительных двусмысленностей. О том же говорил и заместитель руководителя Россотрудничества Александр Радьков, сообщивший, что все зарубежные подразделения этого федерального агентства принимают и будут принимать участие в столь необходимой турпропаганде Союзного государства.
Туризм — индустрия сверхрентабельная, но требует еще и серьезных инвестиций. Самые продвинутые и процветающие на нем страны создавали свои инфраструктуры и набирались опыта сотнями лет. Никаким «большим скачком» такой разрыв за немногие годы не одолеть. Есть, тем не менее, направления туризма, продвинуться в которых удается с весьма скромными затратами, благодаря законодательной поддержке и энтузиазму. Заместитель министра спорта и туризма Республики Беларусь Чеслав Шульга с полным на то основанием призвал «находить лидеров». Его стране повезло, в ней отыскался бесспорный лидер не слишком еще распространившегося в России сельского туризма. Валерия Клицунова, возглавляющая Белорусское общественное объединение «Отдых в деревне», за очень недолгое время совершила такой прорыв в этой отрасли турбизнеса, что изумила даже знатоков национального характера, считавших белорусов не слишком предприимчивым народом.
Подобное убеждение оказалось обыкновенным мифом. Селяне быстро распробовали возможности приработка на стремлении горожан хоть ненадолго прикоснуться к земле и припомнить свои корни. В республике это занятие официально не считается бизнесом, налогами не облагается. Зато льготное кредитование налицо. Крестьянин вправе получить ссуду под пять процентов в год на целых семь лет! В начале прошлого века на территории современной Беларуси было 3 тысячи усадеб. Потом их число по известным историческим причинам покатилось к нулю. Сейчас их уже две тысячи! Множатся народные музеи, оживают промыслы. И сельские жители меньше тянутся в города, поскольку на земле выгодное дело есть!