Средства индивидуальной мобильности: время регулировать
Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности
Электросамокаты быстро стали частью городской жизни, заняв важное место в транспортной системе. Это, несомненно, одно из частных достижений научно-технического прогресса, давно ставшее альтернативой «классическим» транспортным средствам личного и общего пользования, таким как автомобили, автобусы и т. д. Но вместе с популярностью выросла и статистика аварий с участием средств индивидуальной мобильности (далее — СИМ), и электросамокатов в частности. На настоящий момент передвижение с использованием СИМ несет в себе потенциальную угрозу как для человека, под управлением которого оно находится, так и для окружающих — участников дорожного движения, и в значительной степени для пешеходов. Данный тезис подтверждается в первую очередь статистическими данными, публикуемыми МВД России. Так, по данным МВД РФ, за первые полгода 2024 года в России зафиксировано 1891 ДТП с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.
Все вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость корректировки и развития действующего законодательства в данной области. Таким образом, вместе с ростом популярности СИМ возникает необходимость разработки единого комплексного подхода к регулированию.
Регулирование СИМ: законодательство и бизнес на страже безопасности
Является целесообразным отметить, что нормативное регулирование в рамках пользования электросамокатами и другими СИМ на дорогах действует еще с 1 марта 2023 года. Так, были утверждены новые правила, которые установили приоритетность движения на дороге, введены ограничения скорости при передвижении по городу и администрирование средств индивидуальной мобильности. На текущий момент операторы кикшеринговых сервисов принимают меры для повышения безопасности своих пользователей, например отслеживают и блокируют несовершеннолетних, ограничивают скорость СИМ до 10-15 км/ч в зонах, где движение вместе с пешеходами может быть небезопасно. Так, одна из ведущих компаний в сфере кикшеринга разработала технологию для борьбы с ездой вдвоем на самокатах, которая анализирует более 120 параметров движения, таких как угол наклона и разница в ускорении, и при выявлении нарушения устройство замедляется до 5 км/ч и не ускоряется, пока второй пассажир не сойдет с самоката.
Кроме того, на настоящий момент ведется активная работа по совершенствованию нормативного регулирования вопросов, связанных с использованием СИМ. В Госдуму внесены поправки в КоАП, предусматривающие увеличение штрафов за нарушение правил движения на велосипедах и СИМ. Законопроект, разработанный мною с коллегами, уже принят в первом чтении.
Однако, несмотря на введенные меры, это не покрывает все актуальные на сегодняшний день потребности регулирования средств индивидуальной мобильности. Отсутствие эффективной системы регистрации и контроля за использованием СИМ значительно затрудняет мониторинг и принятие мер в случае их нарушения. Без регистрации и контроля невозможно эффективно бороться с нарушениями правил дорожного движения, а также предотвращать использование СИМ лицами, которые по определенным причинам не имеют возможности для их эксплуатации (в результате блокировки или возрастного ценза). Отсутствие специальных дорожек и зон для передвижения СИМ создает неудобства для пользователей и значительные риски для пешеходов и водителей механических транспортных средств в связи с тем, что электросамокатам не в полной мере подходит как пешеходная, так и автомобильная инфраструктура. Считаю, что кикшеринговые компании должны сами инвестировать в городскую инфраструктуру для создания безопасных условий вождения средств индивидуальной мобильности. Низкий уровень знания правил дорожного движения пользователями электросамокатов является одним из важных и актуальных проблем на сегодняшний день: аварии с участием СИМ по причине несоблюдения ПДД становятся все более частыми, что приводит к травмам и даже смертельным случаям.
В связи с этим считаю, что целесообразно продолжить работу в этом направлении. Правильно организованное движение СИМ позволит снизить нагрузку на общественный транспорт и создаст более комфортные условия для передвижения по городу.
Развитие нормативного регулирования в сфере СИМ: как обеспечить эффективное регулирование для всех участников дорожного движения
На данный момент я вижу два ключевых пути развития в сфере СИМ: введение новых норм, усиление контроля и обеспечение неотвратимости наказания. Разработка нормативно-правовых актов с целью регламентирования правил дорожного движения с участием средств индивидуальной мобильности и создания необходимой инфраструктуры.
Таким образом, разработка более эффективного регулирования СИМ позволит повысить безопасность дорожного движения и создаcт более комфортные условия для всех участников дорожного движения. В частности, можно рассмотреть следующие меры: разделить движение электросамокатов с пешеходным и автомобильным потоком за счет установления запрета на движение СИМ по тротуарам и проезжей части — при наличии необходимой инфраструктуры. Считаю, что данная мера позволит переориентировать пользователей СИМ на использование специальной инфраструктуры и поможет снизить количество аварий на дорогах. Однако целесообразно отметить, что важно также обеспечить наличие достаточного количества специальных дорожек и зон, где пользователи СИМ могли бы безопасно передвигаться: развитая инфраструктура — главное условие для безопасных и комфортных поездок; увеличить возрастной лимит для использования СИМ с 14 до 16 лет.
По данным МВД России, с января по июнь 2024 года произошел 1891 инцидент с участием электросамокатов, где погиб 21 человек, из которых 3 — несовершеннолетние до 16 лет. Подростки часто не обладают знаниями в области ПДД и даже при наличии осведомленности не соблюдают их ввиду психологической незрелости и непонимания последствий таких действий.
Прежде всего следует отметить, что, поскольку несовершеннолетнему предоставляется право передвижения на СИМ, в случае если подросток станет виновником ДТП, в результате которого будет нанесен тяжкий вред другому лицу (или наступит летальный исход), он должен нести уголовную ответственность за свою преступную неосторожность, но она, согласно общему правилу (ст. 20 УК РФ), наступает с 16 лет.
Считаю, что такое недопустимо, права и ответственность должны находиться в разумном соотношении!
В связи с этим увеличение возрастного порога для использования СИМ до 16 лет позволит снизить количество происшествий на дорогах с участием подростков; проработать возможность снижения максимальной скорости и ограничения мощности СИМ с 25 до 20 км/ч. На настоящий момент, согласно правилам дорожного движения, максимальная скорость электросамокатов должна быть не более 25 км/ч. В октябре 2024 года, по данным Центра организации дорожного движения Москвы, в результате эксперимента по снижению предельной скорости движения на электрических самокатах с 25 до 20 километров в час, проведенного в Москве, удалось уменьшить на 48% число ДТП с участием СИМ, а также на 67% уменьшилось число столкновений с пешеходами. Таким образом, высокие скорость и мощность делают СИМ более опасными для пешеходов и других участников дорожного движения; обеспечить государственную регистрацию СИМ и получение права на управление отдельными категориями. Считаю, что регистрация средств индивидуальной мобильности необходима, поскольку, во-первых, позволит повысить прозрачность установления ответственности за нарушение ПДД и, во-вторых, мотивирует пользователей электросамокатов более строго подходить к вопросам дорожной безопасности и соблюдения правил в поездках. Кроме того, разработка и внедрение эффективной системы проверки знаний и навыков водителей СИМ в данной области также будут значительным шагом к формированию культуры вождения электросамокатов. В рамках данного направления будет целесообразным введение электронных паспортов непосредственно для СИМ, которые как раз и будут служить так называемой «гарантией» компетентности и осознанности водителя. Таким образом, указанные меры помогут обеспечить эффективное регулирование за соблюдением правил дорожного движения, а также улучшить контроль и учет и построить более эффективное взаимодействие между государственными органами и пользователями электросамокатов; предусмотреть механизм маркировки СИМ: введение механизма маркировки СИМ является эффективным способом контроля за производством, ввозом и эксплуатацией СИМ. Так, маркировка поможет регулятору осуществить проверку, прошло ли СИМ проверку безопасности и какую скорость оно развивает, что обеспечит соблюдение технических требований к средствам индивидуальной мобильности.
Таким образом, необходимо отметить актуальность и важность проблемы электросамокатов в современном мире. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, помогают нам быстро и удобно передвигаться по городу, однако требуют тщательного правового регулирования и контроля со стороны государства. Только так мы сможем обеспечить безопасность всех участников дорожного движения и создать комфортную городскую среду.
Ещё материалы: Артем Шейкин