Спецоперация на Украине войдет в школьный курс
В Минпросвещения намерены уточнить требования к знаниям учеников старшей школы
По новым правилам предмет история будет считаться освоенным, если десяти- или одиннадцатиклассник сможет объяснить причины и следствия воссоединения Крыма с Россией и специальной военной операции на Украине. Такие нормы содержит проект приказа Минпросвещения, который уточняет Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Документ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Стандарты десятилетней давности
Федеральные государственные образовательные стандарты — это совокупность требований к образованию различных уровней. На основании ФГОС пишут учебники, готовят планы уроков и составляют экзаменационные вопросы. Действующий стандарт среднего общего образования в России — для 10-х и 11-х классов — утвердили в 2012 году, после чего ФГОСы уточнили пять раз — в 2014, 2015, 2017 годах и сразу два раза — в 2020 году. И снова об их изменении заговорили после начала спецоперации, когда встал вопрос о включении этих событий в школьный курс истории.
«Конечно, дополним учебники истории, программы по истории теми событиями, которые происходят сейчас, в том числе событиями, которые связаны со спецоперацией», — заявлял 19 апреля глава Минпросвещения Сергей Кравцов на первом всероссийском школьном историческом форуме «Сила — в правде!». А еще раньше, 6 апреля, глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщал журналистам, что задания о российской спецоперации на Украине в будущем появятся в Едином государственном экзамене.
Знать и защищать
Новый ФГОС для 10—11-х классов закрепляет эти обещания на бумаге. Так, согласно проекту приказа, в число требований к предметным результатам освоения базового курса истории включено «понимание причин и следствий <…> воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ — начала XXI веков».
Для этого в том числе в учебный курс «История России» предлагается включить разделы «Воссоединение с Крымом и Севастополем», «Специальная военная операция», а также «Место России в современном мире».
Из нового ФГОС следует, что старшеклассник должен не только знать историю, но и «уметь защищать историческую правду, не допускать умаления подвига народа при защите Отечества и быть готовым дать отпор фальсификациям российской истории».
Живые свидетели
О причинах и следствиях воссоединения Крыма с Россией читателям «Парламентской газеты» напомнил член Экспертного совета Общероссийского движения «Сильная Россия», доктор исторических наук Александр Черемин: «Еще в 1783 году крымчане присягнули России. В Крымскую войну российская армия и флот стойко боролись с иноземными захватчиками. А в Великую Отечественную войну южные пределы СССР были в 1943—1944 годах освобождены советским народом от полчищ нацистской Германии и ее союзников».
Референдумы 2014 года в Крыму и Донбассе воссоединили единую национальную общность, считает Черемин. «Именно старшеклассники — будущее Российского государства — должны знать точную историю, как прошлую, так и современную», — уточнил он.
События, которые сейчас происходят, будут иметь большое значение для мировой истории, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
«Очевидно, что старшеклассники должны изучать важнейшие события новейшей истории современной России. Сейчас самое время узнать правду из рассказов очевидцев, ведь история творится на наших глазах», — сказал депутат «Парламентской газете».
А по мнению члена Комитета Госдумы по просвещению Ларисы Тутовой, включить в школьный курс присоединение Крыма и военную операцию на Украине особенно важно сейчас, «когда против России развернута информационная война».
«Школа помогает старшекласснику сформировать ценностные ориентиры, привычки, культуру поведения, формирует фундамент, на котором он будет строить свое будущее и будущее нашей страны. Важно заложить в этот фундамент ключевые ценности, в том числе любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм», — сказала депутат «Парламентской газете».
Вузам предложили догонять
Аналогичные изменения нужно внести и вузовские программы, считает член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, бывший ректор Тверского государственного университета Людмила Скаковская. По действующим стандартам история — обязательный предмет как в школах, так и в вузах, напомнила сенатор.
«Тем не менее требования к объему и формату изучения отсутствуют. Это приводит к тому, что заведения самостоятельно определяют наименование, объем и содержание дисциплины, которые могут отличаться кардинально», — сказала она «Парламентской газете». Изменения во ФГОС среднего образования — первый шаг для обеспечения общего формата изучения истории России, считает Скаковская.
Ранее председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский сообщил «Парламентской газете», что РИО готовит единую концепцию преподавания истории в вузах. Эта работа будет выстроена на базе Института российской истории РАН.
Читайте также:
• Школьников и студентов ждет «Большая перемена»
Преступление, наказание и информбезопасность
Новый ФГОС среднего общего образования также вводит требования к освоению других предметов. Так, для изучения литературы определен список произведений, которые выпускники старших классов должны освоить на базовом и углубленном уровнях. Для первого уровня это, например, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, стихи Есенина и Маяковского. Для второго, углубленного, уровня — «Тихий Дон» Шолохова, антиутопия Замятина «Мы», роман Пастернака «Доктор Живаго» и другие.
Также расширены требования к освоению информатики. Например, в них включено понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия этим угрозам, а также соблюдение мер, которые могут предотвратить незаконное распространение персональных данных.
Также документ добавляет к личностным результатам обучения в старшей школе «осознание обучающимися российской гражданской идентичности» и «целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации».
«Ранее во ФГОС это не было закреплено, — прокомментировала Людмила Скаковская. — При этом на заседаниях нашего комитета мы неоднократно ставили вопрос о том, что личностные результаты достигаются в единстве обучения и воспитания. Теперь такая норма внесена».
Ещё материалы: Сергей Кравцов, Анатолий Выборный, Лариса Тутова , Людмила Скаковская