Виктор ЛОПАТНИКОВ: Современность узнает себя в зеркале прошлого
400-летие окончания Смуты и воцарения на Российском престоле династии Романовых объясняет повышенный общественный интерес к историческому пути, пройденному российской государственностью
(Окончание. Начало: Русский Ришелье)
400-летие окончания Смуты и воцарения на Российском престоле династии Романовых объясняет повышенный общественный интерес к историческому пути, пройденному российской государственностью, устроение которой происходило под воздействием монархической идеи… Эту тему, начатую в прошлом номере журнала в статье «Русский Ришелье», продолжает Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай, первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, Чрезвычайный и Полномочный посол, кандидат исторических наук Виктор ЛОПАТНИКОВ.
На завершающей части переговоров с поляками Алексей Михайлович выступал в качестве «Великого и Полномочного посла» — главы российской делегации. И далее на протяжении восьми месяцев 1666 года взаимный обмен обидами, угрозами, ультиматумами обещал неизбежность провала. Царь настаивал на скорейшем завершении переговоров ценой немалых уступок. Был готов отказаться от Киева, пойти на компромисс в других спорных вопросах. Этого требовала напряженная внутриполитическая обстановка, вызванная затянувшимся низложением патриарха Никона и сопутствующими церковными проблемами.
Результат, которого Ордину-Нащокину удалось достичь, превзошел все ожидания. Его итоги послужили серьезной моральной поддержкой царю в исключительно трудное для него время. Андрусовское перемирие сроком на 13 с половиной лет завершило многолетнюю русско-польскую войну, которая велась с целью вернуть земли отторгнутые Польшей в Смутное время, в 1609-1611 годах. Речь Посполитая возвращала все принадлежавшие Руси территории: Смоленское, Черниговское, Северское воеводства, признавала воссоединение Руси с левобережной Украиной, с передачей Киева (на два года)… Перемирие в Андрусове стало важным историческим этапом на пути к завершению бесконечной вражды между Русью и Польшей. В ходе переговоров в Андрусово Ордин-Нащокин предлагал царю пойти дальше — от простого перемирия к Союзу с Речью Посполитой. Это позволяло бы не только «кровь христианскую успокоить», но и открывало бы возможности для глубокого, далеко идущего сотрудничества двух государств. Однако над Алексеем Михайловичем-государем довлел непримиримый церковник.
Между тем, произошедшее в Андрусове имело далеко идущие последствия, послужив вдохновляющим фактором к переходу российской государственности в новое качество. «Великое Княжество Московское» уходило в прошлое. 14 декабря 1667 года появился Указ «О титуле царском и о государственной печати». В нем Алексей Михайлович провозглашался «Великий государь, Царь и Великий князь всея Великой и Малой и Белой Руси, самодержец его Царского Величества Российского царствования». Эти уточнения были внесены в изображение герба, затем выгравированы и на государственной Печати. Указом царя ее «оберегателем» был назначен Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин.
Наиболее плодотворный этап служения Ордина-Нащокина длился около четырех лет (1667-1671 гг.), когда Алексей Михайлович решился поставить его во главе важнейших государственных дел. Исходя из объема и важности возложенных обязанностей, занятое Ордином-Нащокиным положение соответствовало уровню премьер-министра, государственного канцлера. Его полномочия простирались от решения назревших внутригосударственных проблем до остающихся незавершенными внешних. Необходимо было решительными мерами преодолевать застой, зависимость экономики, основанной на примитивных натуральных формах. Отгораживание от внешнего мира лишь усиливало экономическое отставание, а торговая экспансия извне сводила к минимуму потребности к саморазвитию.
Его называли «русским Ришелье» еще и потому, что продвигаемые экономические меры напоминали политику протекционизма, решительно проводимую кардиналом во Франции в начале века. Такая политика в наибольшей мере отвечала потребностям государств, отставших от других в своем развитии. Добиться этого было возможно, лишь стимулируя собственное товарное производство. Мерами гоударственной поддержки собственных товаропроизводителей и торговцев. Он считал важным оберегать выгоду промысловиков и торговцев в отношениях с иностранными поставщиками.
«Ныне торговые статьи учинены великим рассмотрением, чтобы торговля происходила без ссор и без обиды; прежним компаниям быть не годится, потому что от них больше ссоры, чем дружбы; открылось, что иноземцы торгуют подкладным (поддельными товарами), тайные подряды делают, «многими долгами русских людей обременяют» (Соловьев XII, 277). В данном случае речь идет об объявлении Новоторгового Устава (1667 г.), по которому вводился пересмотренный регламент в осуществлении налоговой политики, в соблюдении торговых и таможенных операций. Было принято решение учредить департамент — Приказ «купецких» дел. Полномочия Приказа состояли не только в «избавлении от волокиты», но и ограждении «купецких людей» от произвола, творимого как на границах, так и окраинных от столицы воеводствах. Вводом вексельной системы взаиморасчетов, пониженных пошлин был увеличен товарооборот через Астрахань.
Без ведома «царственной большой Печати оберегателя» никакие государственные акты и распоряжения не могли иметь законной силы. Он исходил из того, что посольский Приказ есть «око всей России», службу в нем следует поручать «беспорочным, избранным людям, во всем освидетельствованным разумом и правдою». Он доказывал пагубность «неформальных» отношений высокопоставленных бояр и дьяков с иностранными представителями, в ходе которых заключались сделки, в ущерб «казенной прибыли». «Не научились,— доказывал он царю,— посольские дьяки при договорах на съездах государственные дела в высокой чести иметь, а на Москве живучи бесстрашно мешают посольские дела в прибылях с четвертными и с кабацкими откупами». Он требовал чтобы «думные дьяки великих государственных дел с кружечными делами не мешали бы и непригожих речей на Москве с иностранцами не плодили бы».
«Доброму не стыдно навыкать и со стороны, — говорил он,— у чужих, даже у своих врагов». Тем самым задавался вектор в сторону освоения цивилизационных идей и достижений иностранных государств. Предпринимаются дальнейшие шаги к преодолению самоизоляции, к расширению отношений Московии с Францией, Данией, Италией, Испанией, Австрией, Британией. Его интересы простирались в сторону Индии, Китая. Глава Посольского приказа считал нужным зазывать в Москву знающих, мастеровых людей, а не только таких, кто умел воевать или торговать. Строительство флота он поручил мастерам из Голландии.
От русских посольств теперь требовалась не только доставка даров и экзотических приобретений для Двора, но прежде всего регулярные отчеты с изложением сведений общеполитического характера и особенностей уклада заграничной жизни, системы хозяйствования.
Поступающие от них известия стали открывать мир в ином, чем это представлялось ранее, свете. Из Франции (1668) посол Потемкин докладывал: «Люди во Французском государстве человечны и ко всем наукам, к философским и рыцарским тщательны»… «Парис (Париж) великий и многолюдный, и богатый, и школ в нем безмерно много; студентов в Парисе бывает тысяч до тридцати и больше». «Из иных государств во Французскую землю в город Парис и в иные городы приезжают для науки философской и для учения ратного строя королевичи и великородные, из разных чинов люди…»
Русский посол Виниус (1773 г.) сообщал об особенностях политического строя Британии: «Правление английскаго королевства, или какъ общимъ именемъ именуютъ Великой Британии, есть отчасти монархиально (единовластно), отчасти аристократично (правление первых людей), отчасти демократно (народоправительно). Монархиально есть потому, что имеют англичане короля, который имеет отчасти в правлении силу и повеление, только не самовластно. Аристократно и демократно есть потому: во время великих дел, начатия войны или учинения мира, или поборов каких денежных, король созывает парламент или сейм. Парламент делится на два дома: один называют вышним собираются сенаторы и шляхта лучшая изо всей земли; в другом собираются старосты мирских людей всех городов и мест, и хотя что в вышнем доме приговорят, однако, без позволения нижняго дома совершить то дело не возможно, потому что всякие поборы денежные зависят от меньшаго дома. И потому вышний дом может назваться аристократия, а нижний демократия. А без повеления тех двух домов король не может в великих делах никакого совершенства учинить». (Соловьев, XII, 247-248).
Поступали сведения и иного рода. Посол Чемоданов в Венеции представил грамоту на имя дожа Франциска, однако «очень удивился, когда ему объявили, что прежнего князя Францискуса волею божию не стало, а после него нынешний князь уже третий». Дипломатический казус произошел и в Италии с Потемкиным, которому также объявили «Его королевского величества Филиппа не стало тому ныне четвертый год».
Послы открывали для себя и многое другое. В европейских государствах получали известность труды, исследования, открытия Галилея, Декарта, Бекона, Гоббса, Кампанеллы, Паскаля, Спинозы, Кеплера, Лейбница, Локка, Ньютона; на театральных подмостках ставились произведения Шекспира, Мольера, Сервантеса, Корнеля, Расина; исполнялась музыка Вивальди, Монтеверди; творили Рембрандт, Бернини. Век Просвещения, прокладывал себе дорогу многочисленными книгоиздательствами, библиотеками, распространением периодической печати, газет.
Неродовитый, «служилый выскочка» Ордин-Нащокин не сумел вписаться в столичную жизнь, оказался чужаком во властных коридорах. Уязвимости его положения добавляло и другое: долгие отлучки из Москвы на переговоры либо с представителями Крыма, либо с украинскими гетманами или же с поляками. Подписание перемирия в Андрусово болезненно затрагивало судьбу разделенного украинского народа, белорусов, оставшихся в орбите польского влияния. «Худоумные и непостоянные гетманы» то и дело воспламеняли национально-религиозные чувства «бунтливых казаков». Мятежные настроения запорожцев не ослабевали и обещали новое вторжение союзных с ними крымчан в пределы Руси. С большим трудом с крымским ханом Адиль Гиреем был найден компромисс в отношениях. В результате южные рубежи избавлялись от угрозы набегов племен ногайцев, темрюков, черкесов. Однако более всего требовали к себе внимания проблемы, порожденные политическим положением внутри Польши, с решением вопросов, оставшихся за чертой Андрусовского перемирия.
Потоп, «аналог русской смуты», нагрянувший на поляков, породил кризис государственной власти. Король Ян Казимир отрекся от престола. Перед поляками стал вопрос о судьбе монархии, как и кому передать королевский трон. Среди прочих раздавались голоса в пользу наследника русского престола или же самого царя Алексея Михайловича. Здесь потребовались дипломатическая дальновидность Ордина-Нащокина для переубеждения собственного правителя, которому эта идея показалась весьма привлекательной. Скороспелое решение, будь оно принято, повлекло бы за собой немалые политико-экономические последствия. Московия втягивалась бы в цепь событий, ущербных для государства. За красивыми внешними атрибутами стояли обременения и угрозы, с которыми поляки не могли самостоятельно справиться. Только по линии церквей выдвигалось 21 препятствие…
Тем временем враждебные силы, пользуясь безнаказанностью, «свободой рук» охаивали и извращали дела и помыслы ближнего боярина. Своим появлением в верховной власти Ордин-Нащокин попытался привнести перемены в государственное управление, в предписания дьякам порядка в ведении дел. Однако это только ускоряло его падение. Бюрократия к тому времени отточила приемы, известные в чиновной практике и поныне. Чем больших высот он достигал в служении, тем ожесточеннее давали о себе знать оппоненты, особенно те из них, кого он вынужден был «ставить на место». В ответ его начали травить. «В прежние времена и хуже Афанасия при государской милости был Малюта Скуратов».
Между тем, Ордин-Нащокин выступал против порядка, когда ход дел в государстве определялся лишь по государевой воле. Нераспорядительность, обусловленная ожиданием указов из Москвы начальствующих людей, сковывала исполнителей. Желание избежать ошибок действовало парализующе, побуждая умалчивать, а иной раз искажать правду об исходе событий. Между тем, запоздалые указания государя обрекали предприятия на неудачу.
Мелочная опека, немотивированные указания на основе одного только «угодны ли они или не угодны богу», подверженность сторонним влияниям, слухам, религиозно-мистическим приметам и предзнаменованиям не могли не озадачивать даже самых преданных, расположенных к царю людей.
Особенно очевидно это проявлялось в ходе военных действий: «Там, где глаз видит, ухо слышит, там и надо промысел держать неотложно, не дожидаясь царского Указа». К этому примыкают суждения Ордина-Нащокина об особой цене на личность, наделенную управленческим талантом, предприимчивостью, распорядительностью. Эти его представления сведены в одно понятие — «промысел». Обращаясь к шведскому опыту, он отмечает бережливо-внимательный подход власти к этой особой категории людей. «Дело в промысле. А не в том, что людей много; вот швед всех соседних государств безлюднее, а промыслом над всеми верх берет; у него никто не смеет отнять воли у промышленника; половину рати продать, а промышленника купить — и то будет выгоднее…» Особенно опасными его противниками выступали представители высшей знати, такие, например, как всесильный князь Хитрово, настойчиво продвигавший интересы голландских купцов. Князь действовал из-за кулис, заслужив публичную репутацию «шептуна». Его услуги состояли в том, чтобы в минуты «беспомощности и даже растерянности» царя в ходе общения с боярами нашептывать ему советы из-за двери.
Князь Иван Хованский, в свое время сменивший Ордина-Нащокина на псковском воеводстве, делал все для того, чтобы дискредитировать нововведения своего предшественника в хозяйственную жизнь региона устроением «городового управления». Предпринятые Ордином-Нащокиным меры, основанные на самоуправлении, были не по душе местной верхушке. Царь, не вникнув в суть дела, пошел у знатного боярина на поводу.
Впоследствии Хованский, так или иначе соприкасаясь с Ордином-Нащокиным, демонстрировал свое превосходство, пытался унизить, а то и опорочить не защищенного титулами дворянина. Происки его в иных случаях становились известны царю. На это он отписывал родовитому сановнику: «А тебя, князя Ивана, взыскал и выбрал на эту службу великий государь, а то тебя всяк называет дураком и тебе своею службой возноситься не надобно; ты хвалишься, что тебе под Ревель идти не страшно: и тебе хвалиться не довелось, потому что, кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает. И ты этой своей похвальбою изломишь саблю; за что ты тех ненавидишь, которые государю служат верно? Тебе бы великого государя Указ исполнить, с Афанасием помириться, а если не помиришься и станешь Афанасия теснить и бесчестить, то великий государь велел тебе сказать, что за непослушание и за Афанасия тебе и всему роду твоему быть разорену».
И до Хованского, и после Россия знала таких, оказавшихся на поверхности государственной жизни «удальцов». Этот человек получил прозвище «таратуй» (болтун), сумел впоследствии отличиться во всяком таком, что, в конечном счете, привело его на плаху…
Ордин-Нащокин был человеком иной закваски. По состоянию духа, при очевидной для всех высоте ума он не мог терпеть унижений, пренебрежительного отношения к себе со стороны «спесивой знати». При этом его, первого боярина, постоянно провоцировали. Делалось это так, чтобы задеть самолюбие, что не могло не вызывать чувства обиды, раздражения. Его положение становилось нетерпимым. «Они службишке нашей мало доверяют, — писал Ордин-Нащокин, — у нас любят дело и ненавидят, смотря не по делу, а по человеку». К тому же взгляды на отношения с внешним миром, которых Ордин-Нащокин стойко придерживался, не могли не иметь противников.
Поведение польской стороны, подписавшей Андрусовский договор, не отличалось последовательностью. Предпринимались действия, идущие вразрез с прежними договоренностями. Историческое наследие, питавшее многолетнюю вражду Руси и Речи Посполитой, Костела и Православной церкви, по-прежнему стояло у порога. Указывая на уязвимость собственного положения, на нехватку политического веса и влияния на дела он не без причин упрекал царя: «Ты меня вывел, — замечает он царю, — так стыдно тебе меня не поддерживать, делать не по-моему, давать радость врагам моим, которые, действуя против меня, действуют и против тебя». К тому времени у овдовевшего Алексея Михайловича возникли новые ориентиры. Он стал искать поддержки и опоры в других, нужных ему людях. Складывалась атмосфера, не благоприятствующая ни Ордину-Нащокину, ни государственным целям, которые он перед собой ставил.
«Перед всеми людьми за твое государево дело никто так не возненавижен, как я». Сохранились его письма к царю, относящиеся к итоговой части его служения. В них нет прежних реверансов почтения царю, откровенно выражены горечь, обида. Похоже, натянутые отношения с царем переросли в начале 70-х в конфронтацию. Теснимый со всех сторон, оклеветанный, но не сломленный, он отказывается служить дальше, удаляется в монастырь. «Сильных не боюсь. Умираю в правде» — кредо выдающегося россиянина.
Охранительность, свойственная имперскому периоду российской истории, оставляет благостные, пасторальные представления об Алексее Михайловиче и его царствовании. Однако какими бы привлекательными в обыденной жизни ни выглядели некоторые черты его характера, в том, что касалось власти, он выступал заурядным деспотичным правителем «не очень образованным и не слишком одаренным». Ни чем иным, как иронией истории нельзя объяснить тот факт, что он запечатлен в анналах как «тишайший», и это несмотря на череду кровопролитных войн, жестокое подавление восстаний, протеста соловецких староверов. Поколения российского крестьянства ему «обязаны» за многовековое крепостническое рабство, затвержденное Указом от 1649 года.
Приглянувшаяся в юности идея провозгласить Москву третьим Римом, а Русь — покровительницей всех истинно православных христиан, с наступлением зрелого возраста не казалась ему утопической. Он сумел проложить ей дорогу в будущее, передал своим преемникам такое наследие, как «раскол», с его неисчислимыми бедствиями, ожидавшими поколения русских людей. Хорошо осведомленный в том, чем и как живут соседние народы, Алексей Михайлович предпочел оставаться в плену ветхозаветных ценностей, не решился стать на путь просвещения и прогресса. При неотступных тяготах и проблемах, преследовавших вверенное ему Отечество, когда Русь настигала беда, царь умел находить утешение в многочасовых молебнах, в многодневных шествиях по церквям и монастырям; да еще в соколиной охоте, которой самодержец посвящал дни и месяцы государевой жизни. Царь Алексей Михайлович отличился своей исключительной способностью к воспроизводству потомства, от двух жен у него было 16 детей. Это обстоятельство стало причиной кровавой династической смуты, жертвами которой стали многие из его преданных сподвижников. Лишь чудо помогло уберечь тогда от гибели его сына, юного Петра.
Из государственных заслуг, за что особенно был благодарен Петр I отцу, — это то, что Алексею Михайловичу удалось отстоять светский характер российской государственности, отдалить от нее церковь, укрепить монархические устои.
Ордин-Нащокин в своих исканиях опередил время. Оно пришло спустя два десятилетия в облике молодого самодержца Петра. Единомышленники, последователи, чья жизнь продлилась за пределы XVII века, донесли до Петра Алексеевича смысл и значение наследия выдающегося россиянина. Его главные предпосылки состояли в обосновании государственной политики открытости внешнему миру; в определении приоритетов России в решении военно-стратегических, территориальных проблем; в необходимости построения экономики страны на национальном базисе. Петру I (Великому) было дано не только перенять, но и воплотить идеи ближнего боярина.
Спустя три века благодарное Отечество смогло воздать должное Афанасию Лаврентьевичу Ордину-Нащокину, увековечив в памятнике «Тысячелетие России» воздвигнутом в Великом Новгороде в 1862 году. Его рельефный портрет размещен в одном ряду с Владимиром Мономахом, Иваном III, Петром I, Сперанским, Румянцевым и другими выдающимися соотечественниками.