Совфед рекомендовал ФАС доработать план развития конкуренции
У Совета Федерации есть замечания по мерам ФАС, предлагаемым к Национальному плану развития конкуренции на 2021-2025 годы. Об этом сообщил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Дмитриенко на «круглом столе» о принимаемых Федеральной антимонопольной службой мерах по созданию благоприятной конкурентной среды и защите предпринимательства в современных экономических условиях.
В Совет Федерации, по словам Дмитриенко, поступает много обращений из регионов от предпринимательского сообщества — у них есть много замечаний по концепции принимаемых службой мер. «Основные претензии заключаются в том, что в ФАС отсутствует систематический анализ конкуренции на рынках, культивируется идеология, что государство в экономике — это вредно», — сказал сенатор.
В работе службы, как отмечают предприниматели, делается упор в большей степени на процедуру, игнорируется финансовый и управленческий результат поставленных целей, создаются препятствия для реализации госполитики по эффективному использованию имущества, находящегося в госсобственности. А вместо реформирования своей деятельности, по мнению предпринимателей, служба сводит её к выявлению нарушений.
«Канва этих замечаний понятна. У Совета Федерации тоже есть ряд замечаний по мерам, предлагаемым сегодня ФАС к проекту Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы», — добавил Дмитриенко.
Сенаторы считают, что эти меры не должны приводить к угрозе неисполнения полномочий РФ, субъектов и муниципальных образований в социальной сфере и снижению возможностей к их исполнению. «Эти меры должны учитывать, что госполитика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Замена мер госрегулирования на меры экономического стимулирования должна быть направлена именно на обеспечение социального характера Российской Федерации как государства», — сказал Алексей Дмитриенко.
Проект нацплана, по его словам, имеет ряд положений, которые требуют существенной доработки. Например, ФАС предлагает возложить на Правительство обязанность разработать и обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на создание условий для приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего бизнеса. Однако вопрос приватизации государственного и муниципального имущества и участия в приватизации субъектов предпринимательства регулируется законами.
«Изменение положений не входит в компетенцию Правительства», — сказал сенатор. Проект плана, по его словам, не содержит конкретных мероприятий по достижению ожидаемых результатов в отраслях экономики. «В связи с чем проект плана не является самодостаточным, требует принятия дополнительных мероприятий. А наличие вышеуказанных неопределённостей в документе снижает степень ответственности при его выполнении», — заключил сенатор.
В свою очередь, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин обратил внимание, что проект Национального плана по развитию конкуренции предусматривает внесение изменений в закон о рыболовстве в части отказа от действующего механизма закрепления доли квот на долгосрочный период по историческому принципу и переход на аукционный принцип их распределения. Представители Минсельхоза, Росрыболовства, рыболовецкого сообщества, по его словам, высказались категорически против такой инициативы. Предлагаемые изменения могут принести миллиардные убытки отрасли, полагает сенатор.
По завершении «круглого стола» замечания и рекомендации к деятельности ФАС будут отражены в итоговом документе.