Сокровища под пятой политики
Коллекция скифского золота станет серьезной проблемой в отношениях России и Евросоюза
Хотя смутные подозрения и витали в воздухе, заявление голландского музея Алларда Пирсона, сделанное под занавес уходящего лета, все же прозвучало неожиданно. Устроители выставки «Крым. Золото и тайны Черного моря», проходившей в Амстердаме, за десять дней до закрытия экспозиции официально сообщили, что не вернут экспонаты туда, откуда они были вывезены для показа.
Ни крымские музеи, абсолютное большинство артефактов которых демонстрировалось в Амстердаме, ни киевский Национальный музей истории Украины, настаивающий, что эти объекты культурного наследия прошлого принадлежат не конкретно музеям, а стране вывоза, не получат их обратно до тех пор, пока ситуация не прояснится с юридической точки зрения. Как говорилось в специальном заявлении музея, опубликованном в Интернете, такое решение принято во избежание неминуемого иска от «проигравшей» стороны. Коллекция будет оставлена в Голландии, поскольку, якобы не понятно, кому ее возвращать. То ли крымским музеям (то есть России), то ли киевскому музею, то бишь Украине, которой Крым принадлежал на момент передачи экспонатов.
Возвращать нельзя оставить
Спустя три недели выяснилось, что позиция некоего нейтралитета голландцев (ни нашим, ни вашим), мягко говоря, не такая уж и принципиально нейтральная. Экспонаты в количестве 19 предметов, вывезенные из Киева, вернулись в места постоянной прописки. Среди них золотой скифский шлем, меч и ножны к нему, а также украшения сарматов. По утверждению заведующей отдела Музея исторических ценностей Людмилы Строковой (увы, не видели), их даже выставили на территории Киево-Печерской лавры. Что касается 565 золотых и серебряных украшений и предметов быта, хранившихся в Центральном музее Тавриды в Симферополе, Керченском историко-культурном заповеднике, Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» и Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, то они так и не были возвращены. Если в первом случае музей Алларда Пирсона действовал в строгом соответствии с договором, заключенным между музеями, согласно которому по окончании выставки он должен вернуть предметы из музейных фондов домой, то во втором попросту проигнорировал соглашение. Правда, все же и не отдал до сих пор всю коллекцию золота скифов и Киеву, на чем настаивали в украинской столице.
С логикой, как ни крути, явные нелады. Если Нидерланды, как и весь Евросоюз, не признает принадлежность полуострова России и по-прежнему считает его украинской территорией, то почему бы не вернуть то, что не является собственностью амстердамского музея, на основании именно такого логического посыла: отдаете экспонаты Крыму, значит, де-юре возвращаете их Украине. Или все же фактически признаете, что Крым уже не украинский?
К тому же многие экспонаты находились в крымских музеях задолго до хрущевского «царского подарка», сделанного в 1954 году, и принадлежали не только советской РСФСР, но и дореволюционной России. Да и в целом объекты культуры, музейные артефакты являются не только национальным достоянием, но и мировыми ценностями, о чем поведает вам любой мало-мальски образованный искусствовед. Когда же встает вопрос их фактической принадлежности, то, как объясняют юристы, в дело вступает принцип законного права владения. Скажем, лежало ожерелье скифской царицы за пуленепробиваемым стеклом музея Тавриды, оно должно при всех политических перипетиях, за исключением ряда случаев (например, выплаты контрибуции в результате войны), после временного вывоза из музейных стен на различные выставки и экспозиции вернуться на демонстрационную полку.
Все на продажу?
По мнению председателя правления Ассоциации заповедников и музеев Крыма Вячеслава Пересунько, Украина намеревается ввести музейные ценности в финансово-экономический оборот государства, то есть поставить фонды «на бухгалтерский учет». Это означает, что всем накопленным народом духовным достоянием государство получает право распоряжаться по собственному усмотрению. Пожелает — упрячет в запасники на веки вечные, если экспонат проявит «политическую неблагонадежность». Скажем, старинная чашечка с «москальским» двуглавым орлом не имеет права красоваться в музейных залах Украины. Или захочет, продаст за границу с целью пополнения своего дырявого бюджета — и ни у кого разрешения не спросит.
Такие опасения вполне реальны. Похоже, украинские власти борются за скифское золото Крыма, прежде всего, из чисто утилитарных соображений. Не исключено, что захват ценностей предназначен для их дальнейшего использования в качестве средства оплаты огромных долгов государства. На одну войну на юго-востоке страны уходит, по самым скромным подсчетам, от трех до пяти миллионов долларов в день.
Еще весной директор Московского центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин утверждал в заявлениях для прессы, что «7 марта в два часа ночи из аэропорта «Борисполь» в США был вывезен золотой запас Украины и целый ряд ценностей, включая скифское золото». Об этом говорилось и в других источниках.
В случае возврата скифского золота Киеву Голландия нарушит прямые договоры, заключенные с музеями Крыма. Как считает президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Антонова, Украина не может приступать ни к каким демонтажам, а голландцы не могут дать право демонтировать выставку кому-то, кроме крымчан.
Юридически, утверждает мэтр российского музейного дела, в компетенции которого сомневаться не приходится, золото скифов принадлежит крымским музеям. «На каком основании Киев будет забирать экспонаты?!» — задает она риторический вопрос. Правда, в подписании соглашений принимало участие Министерство культуры Украины, и это осложняет проблему возвращения экспозиции скифского золота в музеи Крыма. Однако фактические хозяева экспозиции — крымские музеи, и лишать их права на обладание культурно-историческими сокровищами — верх несправедливости и правового цинизма.
Сомнительно, что такое решение является инициативой самого голландского музея. Очевидно, что тут вмешалась большая политика, которая все больше становится главенствующей в межгосударственных экономических и культурных отношениях, как их понимают Евросоюз и США. Как можно предположить, на музей и Амстердамский университет, в структуре которого он работает, было оказано мощнейшее политическое давление.
Разумеется, голландские музейщики никогда в этом не признаются, но факт остается фактом: политика тут правит бал. В противном случае остается одно предположение: а не решили таким способом деятели культуры Нидерландов пополнить свой музейный фонд? Нет ли здесь банального музейного грабежа? Не поэтому ли археолога Валентину Мордвинцеву, руками которой были вырыты многие экспонаты, одного из организаторов показа скифского наследия в Европе, даже официально не пригласили на закрытие выставки. Стыдно стало, что ли?
Если культурные ценности будут переданы вопреки всей логике Киеву, то это будет, как считают специалисты, своеобразной демонстрацией «заложников культуры и истории», военных трофеев, якобы выигранных в противостоянии с Россией.
Воровство по случаю
Печальный «реприманд», приключившийся с сокровищами Таврии, отнюдь нельзя назвать уникальным или особо удивительным. Попыток придержать у себя, а то и попросту «прикарманить» с помощью сомнительных судебных решений те или иные реликвии, отпущенные за пределы России для временных экспозиций, достаточно много, и нет ни малейших оснований надеяться, что подобные попытки останутся достоянием истории.
Вспомним хотя бы затяжную историю тяжбы с фирмой «Нога», которая претендовала и на барк «Седов», и на военные самолеты концерна «Сухой». Пилотам «суховских» истребителей-бомбардировщиков пришлось буквально ускользать на своих машинах из ангаров Парижского авиасалона под носом у французских полицейских. В США не желали возвращать после выставки миниатюрный ядерный реактор под предлогом, что вывоз подобных объектов за пределы североамериканских штатов запрещен. О том, что шедевр атомной мини-энергетики американцам не принадлежит, они даже не удосужились вспомнить.
Потомки великого коллекционера Щукина не раз покушались на полотна импрессионистов, экспонировавшиеся на зарубежных выставках. В тех же США возникали и опасные коллизии в связи с показом сокровищ императорской России. Для разнообразия скажем, что бывают опасности и другого рода. Только случайность уберегла полотна тех же импрессионистов от вояжа в Японию. За считаные дни до их отбытия в Токио столица Земли Восходящего Солнца испытала мощнейшие подземные толчки, и никто не знает, что ждало бесценные полотна, если бы они успели прилететь накануне катаклизма.
Тяжба вокруг книг и личных вещей любавичского раввина Шнеерзона, на которые упрямо претендуют заокеанские хасиды, выделяется из ряда других случаев еще и тем, что американские суды выносят решения в пользу передачи этих раритетов назойливым истцам, хотя вещи эти находятся в России. Бывший министр культуры РФ Александр Авдеев как-то сказал по этому поводу авторам этих строк, что американская сторона вообще не желает признавать, что приверженцы этого направления иудаизма есть и в нашей стране, так что прав на шнеерзоновское наследие у них ничуть не меньше.
Нельзя не сказать, что СССР в прошлом и Россия в настоящем не раз были щедры на «благородные» жесты. Главным и, увы, по сию пору неоцененным примером чрезмерного альтруизма на государственном уровне была передача ГДР шедевров Дрезденской галереи, спасенных советскими реставраторами после того, как на излете войны гитлеровские «ценители» искусств запрятали их в сырость шахт. Многие из картин были воссозданы буквально из живописного праха. В пояснительных надписях в залах дрезденского Цвингера об этом ныне ни слова не говорится.
Президент ГМИИ имени А.С. Пушкина Ирина Антонова говорила нам, что по сей день уверена, что эти сокровища необходимо было безоговорочно оставить в нашей стране. Одно время после завершения реставрации зашел было разговор о легализации пребывания картин в Москве. В музее даже были приготовлены залы для них. Показ все же состоялся, но… прощальный. Перед отъездом «Сикстинской мадонны», «Динария Кесаря» и остальных полотен в Дрезден. Возражения и даже протесты музейщиков были пресечены едва ли не лично Хрущевым, большим любителем раздаривать на сторону российские земли и сокровища культуры и искусства.
Опасность подстерегает всех
Вне всяких сомнений, теперь музеи с опаской будут отдавать свои экспонаты на выставки. Мало ли что стукнет в голову их устроителям, готовым откликаться на любые политические телодвижения своих властей? Они просто не покинут страну хранения, ведь гарантий их возврата нет. Кто их тогда увидит в мире? Только местные жители и приезжие туристы? Пропадает весь смысл культурного обмена, взаимного выставочного сотрудничества. Доверие будет серьезно подорвано.
Как считает Совет Федерации, создан «опасный прецедент в музейном мире, который может привести к исчезновению такого явления, как гостевые выставки и обмен коллекциями между музеями мира». По мнению первого заместителя председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктора Косоурова, не исключено, что теперь ни один музей мира не отдаст свои коллекции на выставку в другую страну, поскольку не сможет гарантировать их возвращение».
Вряд ли кто-то мог предположить, что ситуация повернется таким образом. Можно сколько угодно ругать недальновидных директоров крымских музеев, поставивших свою подпись под соглашениями об отправке драгоценных экспонатов голландцам в такое смутное время. Как говорят в таких случаях, знал бы, где упасть, соломки подстелил. Судя по всему, коллекция скифского золота станет одной из серьезных проблем в отношениях России и Евросоюза. Даже экономические санкции и ответные шаги России покажутся незначительными на фоне глобального сражения за право обладания мировыми сокровищами. Ранее таких прецедентов не было, и мир может оказаться на грани великого передела музейных ценностей, которые в один период принадлежали одному государству, а спустя время — другому.
Отправленное на выставку из конкретного хранилища древностей должно в это же хранилище и вернуться — принцип этот должен быть единым для всех стран. В этой связи стоит задуматься о принятии некоего временного моратория на предоставление экспонатов из российских музеев для зарубежных экспозиций. Это было бы лучшим ответом на санкции голландцев — их поведение иначе как завуалированными санкциями не назовешь. Захотят они, допустим, показать в своей стране рембрандтово «Возвращение блудного сына», пусть ждут окончания моратория. Доверие-то утрачено, восстанавливайте! В случае невозвращения коллекции в Крым музеи республики будут оспаривать это решение, заявил Председатель Постоянной комиссии Госсовета Крыма по образованию, науке, делам молодежи и спорту Валерий Косарев. Европа «сильно потеряет», предупредил он, если передаст коллекцию Киеву, так как впредь больше не увидит различные исторические и культурные ценности, найденные на территории полуострова. А эта земля во всем мире считается одной из самых богатых кладовых сокровищ истории и культуры.
Кто от этого выиграет?