Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Социальное казначейство освободит россиян от сбора справок

Что надо знать о новой системе назначения выплат и льгот

13.04.2023 00:00

Автор: Елена Балабаева

Социальное казначейство освободит россиян от сбора справок
  © Тимур Ханов/ПГ

Минтруд предлагает упростить назначение социальной поддержки. Помощь на федеральном, региональном и муниципальном уровне россияне получат без сбора справок и по одному заявлению. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на портале правовых нормативных актов. Документ позволит четко определить, какие справки при назначении выплат можно будет запрашивать у людей — они касаются только тех данных, которых нет в информационных системах.

Без хождения по мукам

Сейчас 42 федеральные соцуслуги большинству получателей уже предоставляют без сбора справок, по одному заявлению или даже без него, проактивно, сказал глава Минтруда Антон Котяков. По его словам, до 2025 года так можно будет получить 74 федеральные выплаты, а затем упростят назначение региональных и муниципальных.

Проект постановления предлагает сделать всю социальную помощь доступной в электронном виде — через портал госуслуг или аналогичный региональный сайт. Если же у человека нет возможности подать заявление в интернете, можно будет прийти в МФЦ или в организацию лично.

Документ определяет и срок рассмотрения документов для назначения помощи. Регистрация заявления должна занимать один рабочий день, получение межведомственных документов — два дня, а извещение о назначении выплаты или отказе — один день. Человека оповестят, на какой стадии и в каком ведомстве находится заявление и нужно ли его доработать. Если же заявитель уже получает поддержку, его предупредят о приближении окончания срока ее действия. 

Документ позволит четко определить в законах, какие сведения о гражданине нужно получать в электронном виде, через обмен информацией между ведомствами, а какие — запросить у получателя помощи. Перечень дополнительных справок жестко ограничен, сообщил Минтруд, и касается только ситуаций, когда нужных данных нет в информационных системах. Если все же справки или другие документы потребуются, человек должен узнать об этом сразу — их перечень будет доступен при подаче заявления.

О том, что нужна дополнительная справка, человек часто узнает, только когда все документы уже сданы и получен отказ, сказала «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб: «Теперь нужно идти дальше и обеспечить беззаявительный порядок по большинству государственных и муниципальных услуг. За исключением тех случаев, когда человеку, например, нужно самому выбрать предпочтительный вид пенсии. В других случаях мы по максимуму стремимся к тому, чтобы не нагружать россиян дополнительными походами, сбором информации и справок».

Читайте также:

• Какие соцуслуги окажут на дому

Казначейство добрых дел

Проект постановления разработали во исполнение закона, принятого в декабре прошлого года. Он установил единую процедуру получения социальных услуг в электронном виде независимо от места проживания человека. Сведения и документы, которые необходимы для принятия решения о предоставлении выплаты, органы власти должны будут получать друг у друга, но за некоторыми исключениями. Закон вступит в силу 1 января 2024 года, а новые нормы будут работать с 1 января 2025 года.

И закон, и подзаконный акт разработаны в соответствии с проектом «Социальное казначейство». «Социальное казначейство», пояснили в Минтруде, — это такой формат взаимодействия государства и человека, когда назначение помощи максимально упрощено — нужно лишь одно заявление, а то и оно не требуется. Проект, стартовавший в 2021 году, призван помочь людям узнавать, какие им полагаются льготы, выплаты и пособия, а затем оформить их быстро и без дополнительных документов через госуслуги. А если услуга проактивная, то государство само отследит, кто имеет на нее право, и назначит выплаты.

В 2021 году заработал единый контакт-центр, который консультирует людей о соцподдержке, и в первый же год за консультаций обратились более 3,2 миллиона человек.

С 1 июля 2023 года должна начать работу специальная облачная платформа, которая упростит регионам и муниципалитетам перевод услуг в электронный формат. Постановление о создании платформы в прошлом году подписал Михаил Мишустин.

Отвечают за «Социальное казначейство» Минтруд, Минфин, Минцифры, ФНС и ПФР. Постепенно в «казначейство» будут переведены все процессы оказания государственной поддержки людям.

Какую помощь можно получить онлайн

Сегодня более сорока видов федеральной поддержки можно оформить на госуслугах в формате «Социального казначейства». В их числе:

- материнский капитал;

- оплата больничного;

- назначение выплат по рождению и уходу за ребенком;

- социальная доплата к пенсии;

- установление и выплата пенсий;

- единое пособие на детей и беременных женщин, которое предоставляется семьям со среднедушевым доходом ниже одного прожиточного минимума на человека;

- установление статуса многодетной семьи.

Также на госуслугах можно узнать, какая соцподдержка положена человеку. Для этого нужно запросить сведения в личном кабинете и дать согласие на информирование. Портал сообщит о льготах, на которые может рассчитывать пользователь, сразу после наступления соответствующего события. Например, после постановки на учет по беременности, рождения ребенка, оформления инвалидности или наступления пенсионного возраста. Уведомления придут на электронную почту, в приложение госуслуг или в личный кабинет.