Собственников сельхозугодий могут обязать следить за плодородием земель
Почти треть обрабатываемой почвы России истощена или приведена в негодность
Высокие урожаи последних лет зачастую отодвигают в тень побочный эффект урожайности — истощение сельхозугодий. Количество проблемных земель уже превысило 30 процентов. Кроме того, всё больше обрабатываемых почв подвергается эрозии, заболачиванию и закислению. Как планируется решить эту проблему на законодательном уровне?
Мина замедленного действия
«Эффективность сельского хозяйства определяется не только количеством собранного урожая, но и отдачей с гектара. В картофелеводстве по этому показателю мы уступаем конкурентам из других стран в два-три раза»,- говорит профессор кафедры почвоведения Петербургского университета Серафим Чуков.
Причина — в истощении почв. Количество таких земель растёт с каждым годом. К ним следует добавить и закисленные почвы, которых уже почти 35 миллионов гектар.
Про словам Чукова, вносимые удобрения компенсируют не более 15-20 процентов питательных веществ, которые почва теряет вследствие урожая, эрозии и сорняков. Пытаясь свести концы с концами (доходность агропроизводства, как известно, невысока), хозяйства сознательно нарушают правила агрохимического ухода за землей.
«Из года в год возделывается одна культура, что усугубляет истощение земли. Тем самым мы закладываем мину замедленного действия под собственное агропроизводство», — считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. По его мнению, если в ситуацию не вмешаться немедленно, нас ожидает спад сельхозпроизводства.
Закон о госконтроле необходим
Ответственность за состояние сельхозугодий отражена в Законе «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Этот документ, принятый в 1998 году, заботу о плодородии земель возлагает на региональные власти. Но предписанные законом полномочия зачастую не обеспечены финансовыми средствами.
Внесённый в апреле 2019 года в Госдуму законопроект, подготовленный группой депутатов аграрного комитета может радикально изменить ситуацию, если станет нормативным актом. Документом предлагается сделать обязательным для всех землевладельцев и арендаторов обследование почв и проведение агрохимических мероприятий для их восстановления. В случае неисполнения нарушителям грозят штрафы и даже изъятие земельных участков. Контроль же за состоянием почв возложен на государственные органы.
«То, что контроль за почвами должен быть государственным, — это правильно», - отмечает Сергей Лисовский. Однако, по его мнению, если норма будет принята, Правительству потребуется провести большую подготовительную работу в части подзаконных актов.
Не только из фермерского кармана
Поправки в законопроект ко второму чтению планируется собрать и обобщить до середины марта этого года. Но уже сегодня ясно, что документ потребует существенной корректировки.
«Безусловно, и собственники сельхозземель, и государство заинтересованы в увеличении плодородия почв. Земля — наше общее достояние. Но разве правильно решать эти задачи только за счёт фермеров?» - недоумевает первый заместитель главы Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников.
По его мнению, для того чтобы закон работал, необходимо провести мониторинг почв и сформировать единую картину состояния сельхозземель. Без поддержки государства тут не обойтись. Работа эта масштабная и дорогостоящая (аэрофотосъёмка, забор образцов, лабораторные исследования и т.д.) и с ней не справиться не только фермеру, но даже и крупному хозяйству. Кроме того региональные агрохимические службы должны подготовить правила рационального использования почв (они в каждом регионе и для каждой культуры разные).
«Нерадивого собственника следует наказывать, но наказывать по понятным критериям. Иначе фермер проведёт за свои средства обследование земли, предоставит отчёт, и его же сразу и оштрафуют, а то и вовсе землю отнимут»,- подчёркивает Владимир Плотников.
По мнению завкафедрой почвоведения МГУ Дмитрия Хомякова, роль государственных институтов не должна сводиться только к мерам административного воздействия, как это сейчас записано в законопроекте. «Есть более действенные меры, стимулирующие крестьянина рачительно хозяйствовать. Это рыночные механизмы, принятые во всём мире», — считает эксперт. Например, гибкие ставки агрострахования. В последнее время всё больше сельхозпроизводителей убеждены в его необходимости. По данным экспертов, застрахованная посевная площадь выросла по сравнению с 2018 годом более чем в четыре раза.
«Сбережение почв и агрострахование, безусловно, связаны. Если хозяйство будет вести земледелие агрессивными методами, ведущими к потере плодородия земли, это скажется на условиях его страхования, а именно на повышенной цене полиса», — отмечает президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.
Если хозяйство будет вести земледелие агрессивными методами, ведущими к потере плодородия земли, это скажется на условиях его страхования, а именно на повышенной цене полиса.
В свою очередь, Сергей Лисовский уверен, что нельзя допустить, чтобы закон, перекладывающий заботу о плодородии на плечи собственника, привёл к тому, что будет прекращено финансирование госпрограммы по раскислению почв. Сегодня программа предусматривает 90-процентное возмещение сельхозпроизводителю затрат на известкование. «Должна быть создана система, позволяющая объединить усилия по сохранению почв как со стороны государства, так и со стороны сельхозпроизводителя», — делает вывод сенатор.
О том, какой окончательный вид обретёт этот важнейший для страны закон, мы узнаем совсем скоро. Его принятие ожидается в текущую сессию Госдумы.
Ещё материалы: Сергей Лисовский