СМИ внесут в перечень отраслей, наиболее пострадавших из-за коронавируса
Но это не спасёт рынок массмедиа от сокращения на 15 процентов после пандемии
Средства массовой информации могут внести в перечень наиболее пострадавших отраслей от пандемии в ближайшее время, заявил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин на видеоконференции 21 апреля. Это значит, что медиа получат льготные ставки на страховые взносы, кредитные каникулы и отсрочку по платежам. Но даже такие меры не помогут выжить всем. По итогам 2020 года медиасфера потеряет 100 миллиардов рублей, а с рынка уйдут до 15 процентов СМИ, считают в министерстве.
Аудитория растёт, а доходы сокращаются
Телевидение, радио, газеты и интернет-издания остаются главным источником достоверной информации о ситуации с коронавирусом для населения — не случайно аудитория сайтов ведущих СМИ за последний месяц выросла на сто миллионов посетителей. Между тем крупнейшие распространители фиксируют серьёзное падение тиражей печатных изданий — как рассказали «Парламентской газете» в торговом доме «Кардос», занимающем лидирующие позиции в области распространения печатной продукции в стране, в Москве тиражи упали примерно на 50 процентов.
Роль медиа в условиях пандемии трудно переоценить — благодаря им число скептически настроенных к самоизоляции и опасности вируса, согласно данным социсследований, сократилось на треть. «Оно уменьшилось примерно на 25 — 30 процентов. Никакого другого источника информации, кроме как СМИ, у людей нет — вот вам результат», — рассказал Алексей Волин. Но поддержки со стороны государства они так и не получили: сначала Правительство исключило печатные издания из утверждённого 27 марта перечня непродовольственных товаров первой необходимости, затем отрасль не попала в перечень наиболее пострадавших из-за пандемии.
«При этом финансовая основа медиаиндустрии — это доходы от рекламы, значительную часть в которых составляли доходы от рекламы отраслей, вошедших в перечень наиболее пострадавших отраслей, — отмечал в опубликованном 17 апреля письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина глава Минкомсвязи Максут Шадаев. — В связи с этим организации СМИ, несмотря на активную деятельность, более чем когда-либо востребованную обществом, теряют доходы, и многие редакции будут вынуждены в ближайшие недели принимать болезненные решения о сокращении своей деятельности, а некоторые — и о прекращении».
Общие потери отрасли в министерстве оценивают в 100 миллиардов рублей — в экономике медиа, по словам Волина, наблюдается «парадоксальное явление», когда количество пользователей у СМИ заметно возрастает, а доходы при этом резко сокращаются. По итогам 2020 года телевизионные рекламные бюджеты могут сократиться примерно на 25 — 30 процентов, то есть от 40 до 50 миллиардов рублей, с радио ситуация ещё более драматичная — падение может составить восемь миллиардов рублей при общем рынке в 14-15 миллиардов. У печатных СМИ ситуация комплексная: реклама в бумажных версиях упадёт примерно наполовину, то есть на семь миллиардов рублей, рассказал замглавы Минкомсвязи, на сайтах — около трёх-четырёх миллиардов, то есть где-то треть или четверть от тех объёмов, которые есть сейчас. По рознице потери могут составить примерно десять миллиардов.
«И совершенно понятно, что происходит естественная год от года тенденция, которая заключается в том, что уменьшается доля бумажной подписки, потому что всё больше и больше читателей уходят в Интернет. Здесь потери могут составить примерно четыре миллиарда рублей», — сказал чиновник.
Региональные СМИ потеряли половину рекламы
Количество российских СМИ после пандемии может сократиться на 10-15 процентов, прогнозирует Волин. Выпуск печатных версий в конце марта приостановили две крупнейшие газеты — «Известия» и «Ведомости», что уж говорить о региональной прессе, объём рекламы в которой сократился на 50 процентов. Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин предложил Правительству в этих условиях ввести меры поддержки для региональных СМИ — в обращении на имя главы кабмина он попросил обязать глав администраций субъектов не сокращать или восстановить используемые в регионе формы бюджетной поддержки телевещателей, а Роскомнадзор — ввести временный мораторий по предъявлению претензий и наложение штрафов за нарушение лицензионных условий.
Равнодушных к ситуации в отрасли не осталось: в начале месяца Союз журналистов России и Национальная ассоциация телевещателей, объединившая более 600 федеральных и региональных компаний, также обратились к Мишустину с просьбой о поддержке отрасли. А руководители 11 крупных типографических компаний 2 апреля призвали Правительство вернуть печатные СМИ в перечень товаров первой необходимости или «рассмотреть возможность обеспечения адресной финансовой поддержки от Правительства Российской Федерации участникам рынка».
Снизить до десяти процентов ставку НДС до 30 сентября 2020 года и ввести на тот же срок налоговые каникулы по НДФЛ предложил сенатор Андрей Кутепов — обращение законодатель направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову.
В Минкомсвязи готовят и свои меры для поддержки отрасли — речь идёт о том, чтобы разрешить региональным радиостанциям и телеканалам прекратить вещание с 12 ночи до 6 утра, чтобы позволить им сэкономить на загрузке передатчиков. Послабления могут коснуться и ряда ограничительных мер, связанных с отправкой обязательного экземпляра изданиями в Книжную палату. «Отправка стала невозможной в силу того, что из-за карантинных мероприятий Книжная палата просто не в состоянии сегодня в ежедневном режиме принимать весь тот объём книг и газет, которые выходят», — говорит Алексей Волин.
Ситуация, по мнению участников рынка, должна измениться в ближайшее время — рост популярности СМИ в пандемию не может сопровождаться банкротством медиа.
Ещё материалы: Андрей Кутепов