Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Случается учительское счастье из наших ученических побед

04.10.2019 16:21

Есть в российском календаре профессиональные праздники, которые на самом деле являются подлинно народными. День учителя, бесспорно, один из них.

Сколько бы ни твердили о падении престижа профессии, авторитета школьного педагога, все мы сегодня, я уверена, с теплотой вспоминаем своих любимых учителей. И, конечно же, адресуем им слова нашей искренней благодарности и признательности за всё, что они сделали для становления каждого из нас как личности, как гражданина России.

День учителя предназначен не только для того, чтобы воздать должное его труду, но и — ещё раз задуматься над общественной ролью педагога, условиями его работы, профессиональными и социальными проблемами. Со временем вопросов в этой сфере не становится меньше. Человечество сейчас проходит этап глубоких трансформаций. В первую очередь — в сфере технологий, производства, но не только. Изменения затрагивают и такой, казалось бы, консервативный общественный институт, как школа. Это мировая тенденция, и российская школа здесь не исключение.

Сегодня трудно представить себе в деталях, какой она будет даже в сравнительно недалёком будущем. Тем не менее, уверена, что учитель в школе не только останется, но и его роль значительно, я бы даже сказала, качественно возрастёт. Никакой прогресс в области робототехники, искусственного интеллекта позиций учителя не поколеблет — напротив, укрепит.

Да, магистральное направление эволюции российской школы предполагает внедрение цифровых технологий, создание на их основе новой образовательной среды. Общепризнано, что роль педагога в формирующейся цифровой школе — быть куратором, помогать ученику систематизировать получаемые знания, обучать его навыкам нахождения нужной информации, содействовать реализации его способностей, интересов. Всё верно. Но этим роль учителя не исчерпывается.

Неоспоримое преимущество отечественной школы — упор на фундаментальность образования, привитие подрастающему поколению умения думать, мыслить. А для этого необходимо и далее строить обучение таким образом, чтобы оно включало в себя получение знаний, которые отвечают не только на вопрос «как», но и на вопрос «почему» — я об этом уже неоднократно говорила. Так формируются навыки нестандартного, творческого мышления, стимулируется любознательность, появляется стремление постоянно развиваться. Из стен учебного заведения должны выходить не только образованные потребители и пользователи того, что уже создано, но и творцы, созидатели нового.

Это важнейшая, ключевая задача системы образования — для России так точно! Обеспечить ее решение может только учитель. Но для этого он должен не только досконально знать свой предмет в рамках установленных ФГОС, программ, учебников, но и, образно говоря, выходить за их пределы, знать гораздо больше и глубже, уметь поощрять творчество своих подопечных. В противном случае он будет неинтересен нынешним ученикам, для которых гаджеты, интернет, плавание по океанам информации — родная стихия. Всё, что он может им сообщить, и даже больше, школьники могут узнать и без него. В эпоху цифровизации всех жизненных сфер, включая образование, растет потребность не просто в учителе-предметнике, а в учителе-личности.

На мой взгляд, сейчас в повестке деятельности педагогов приоритетом является выработка новых форм, свободных от повторения банальностей, прописных истин, от скучной назидательности. Нельзя не видеть, что у детей, особенно старшеклассников, сформировался запрос на открытый диалог со взрослыми, в том числе и с учителями, на волнующие их общественно-политические, нравственные, духовные темы. Школа обязана оперативно откликнуться на этот запрос и в рамках урока, и в каких-то иных форматах. Главное, что требуется здесь от учителя, — искренность, аргументированность, готовность к дискуссии, а также уважение к учащимся, их достоинству.

Чтобы в школы приходили учителя — личности, требуется обновление системы подготовки кадров. Министерство просвещения России, Российская академия образования, педагогические вузы работают над этим, готовят предложения. Нельзя затягивать с их реализацией. Может быть, уже в ближайшие год — два следует запустить соответствующие пилотные проекты.

Это необходимо ещё и по другой причине. Учительский корпус России неотвратимо стареет. Доля молодых педагогов, моложе 30 лет, — всего 5,5%. Такое положение, в частности, связано с тем, что из числа выпускников педагогических вузов в школы приходит не более половины, и из них остаются далеко не все.

Ситуацию нужно исправлять. Бесспорно, первостепенное значение в этом плане имеет восстановление и укрепление престижа профессии педагога. Когда учитель из года в год слышит с экранов телевизоров, читает в газетах, узнает из других источников, что в школы идут почти исключительно неудачники, он невольно начинает примерять к себе этот образ. Хорошо, что далеко не все педагоги обуреваемы подобными комплексами. Тем не менее, повторю, укрепление авторитета учителя — задача актуальная.

Понимание этого есть, и работа идёт. Принимаются меры по снижению разного рода отчётности. Совершенствуется система оценки и оплаты учительского труда. Положительные результаты, несомненно, даст программа «Земский учитель», необходимая регионам, — она начнет действовать с 2020 года.

Могу заверить: Совет Федерации активно поддержит все шаги, направленные на повышение роли, престижа и условий труда российского учителя.

В развитии общеобразовательной школы мы на правильном пути. Напомню, на реализацию национального проекта «Образование» направляется более 784 млрд рублей, основная их часть — из федерального бюджета. Нет сомнений, что ключевая цель проекта — вхождение России в число десяти стран, лучших по качеству общего образования, — будет выполнена.

Мы понимаем, что в мировой конкуренции шансы на лидерство больше у той страны, у которой лучшая школа, лучшие учителя. Слова поэта Андрея Дементьева я вынесла в заголовок. И закончу его же словами:

«Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!»

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 534672

Ещё материалы: Валентина Матвиенко