Слесарей, автомехаников и товароведов начнут готовить со школьной скамьи
Над соответствующей законодательной инициативой работают в Госдуме
Школы и колледжи сегодня по закону не имеют права привлекать учащихся к труду, даже если речь идёт о процессе профориентации или постижении рабочей специальности. И если в каком-то регионе такие услуги и предлагаются, то делают это педагоги на свой «страх и риск», уверяют в Госдуме. Исправить ситуацию депутаты намерены поправками в закон об образовании. Рабочий вариант законопроекта есть в распоряжении «Парламентской газеты».
Законодательный пробел должен быть закрыт
«Основная нормативная проблема сегодня заключается в том, что контролирующие органы могут отнести всю профессиональную деятельность, которой занимаются школьники в рамках образовательных программ и профориентации, к наёмному труду ученика. Со всеми вытекающими отсюда санкциями, — отметила на заседании рабочей группы по разработке инициатив о трудовом воспитании заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. — Наша задача — разделить в законодательстве наёмный и не наёмный труд».
Эксперты не раз указывали, что в действующем законе об образовании такого понятия, как «трудовое воспитание» нет вообще. Более того, законодательство предписывает, что привлечение обучающихся без их согласия или согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено. Профессиональное же обучение — отдельная образовательная программа, а вовсе не часть программ общего образования, напомнила председатель Экспертного совета по общему и дополнительному образованию детей при Комитете Госдумы по науке Алла Инглези.
Или возьмём, к примеру, профориентацию. По словам Духаниной, важной частью этого процесса остаются профпробы, дающие возможность учащимся школ и колледжей познакомиться с будущей профессией на практике. «Одно дело строить профориентацию плакатами, рассказами и просмотром фильмов, совсем другое дело — дать возможность ребёнку постоять, к примеру, у рабочего станка, — пояснила парламентарий. — Но любая профпроба связана с выполнением трудовых функций».
В результате контролирующие органы могут обвинить школы и колледжи в том, что они незаконно используют труд ребёнка. Штрафы за это — от 30 тысяч до 300 тысяч рублей. «Документа, позволяющего результат обучающей программы или профориентации квалифицировать по-другому, сегодня нет, — подчеркнула Духанина. — А это значит, что де-юре такие образовательные программы запрещены».
Сегодня, и это подтверждают данные Министерства образования, более половины, если не сказать большинство учеников по окончании школы поступают в вуз, имея весьма слабое представление о будущей специальности.
Решить эту проблему собственными нормативными актами решились немногие регионы. К примеру, Москва. А вот Алтайские власти до сих пор ждут от федеральных законодателей принятия соответствующего законопроекта. «В регионе утверждают, что из-за указанного пробела в законодательстве подготовка к сельскохозяйственным профессиям практически ушла из школьного образования, — сказала зампред Комитета Госдумы по образованию и науке. — И для субъекта важно это исправить».Возродят ли систему учебно-производственных комбинатов?
Законопроект, подготовленный рабочей группой под руководством Любови Духаниной, предписывает: программа среднего общего образования «может предусматривать получение профессионального образования по профессии рабочего или служащего». Также документ даёт право всем, кто прошёл такое обучение, проверить свои навыки на итоговой аттестации и получить свидетельство о полученной профессии.
С тем, что профобразование необходимо вернуть в школы, согласны и в Совете Федерации. Председатель Комитета палаты регионов по социальной политике Валерий Рязанский призвал возродить и рационализировать систему учебно-производственных комбинатов для 9-11-х классов. «Один день в неделю школьники должны проводить на различных предприятиях, получая при этом рабочую специальность, которая будет вноситься в аттестат о среднем образовании», — уверен сенатор. По мнению парламентария, подобный «урок» не только поможет ученикам получить нужные для жизни навыки, но и сориентироваться при выборе будущей профессии.
«Сегодня, и это подтверждают данные Министерства образования, более половины, если не сказать большинство учеников по окончании школы поступают в вуз, имея весьма слабое представление о будущей специальности», — констатировал Валерий Рязанский.
По словам сенатора, перечень профессий, которые могут быть применимы в учебно-производственных комбинатах, достаточно широк. «Автослесарь или автомеханик, секретарь со знанием языка, товаровед, оператор станков ЧПУ, младший лаборант, ученик парикмахера, помощник кондитера и многие другие актуальные рабочие профессии», — перечислил он.
Как это было
Трудовое воспитание считалось одним из «столпов» советской педагогики. Во второй половине 70-х годов на заводы, фабрики, стройки, в совхозы и колхозы ежегодно приходили около миллиона школьных выпускников. Необходимые навыки они получали не только в школьных мастерских, но и в межшкольных учебно-производственных комбинатах: к концу 1970-х годов их в стране насчитывалось более тысячи. На многих предприятиях начали работать специальные учебные цехи. Обучение старшеклассников профессиям велось и непосредственно в трудовых коллективах, на рабочих местах.
Кроме того, молодёжь приучали к труду в студенческих строительных отрядах и лагерях труда и отдыха для старшеклассников, где подростки определённое количество часов в день заняты производительной работой, по преимуществу в сельском хозяйстве. Всего в стране насчитывалось около 30 тысяч таких лагерей.
Ещё материалы: Любовь Духанина, Валерий Рязанский