Скорость самокатов на тротуарах не должна быть выше 7 км/ч
Председатель Мосгордумы рассказал, какие правила могут ввести для мобильных средств передвижения в столице
Тема: Электросамокаты: новые меры безопасности
Аварии с участием электросамокатов, моноколёс, гироскутеров происходят всё чаще. По данным ЦОДД Москвы, в 2020 году количество дорожно-транспортных происшествий с участием таких средств передвижения по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 66 процентов. Вопрос, что делать с гонщиками на самокатах, обсуждается в крупных городах уже давно. В среду, 9 июня, стало известно, что сервисы аренды самокатов приостановили работу в Петербурге. Московские законодатели ещё несколько месяцев назад задумались, как отрегулировать движение средств индивидуальной мобильности. Какие перспективы у самокатчиков и гироскутеристов, «Парламентской газете» рассказал председатель Московской городской думы Алексей Шапошников.
- Алексей Валерьевич, 9 июня сервисы аренды самокатов приостановили работу в Петербурге. В приложениях Whoosh, Urent, Red Wheels, ScooBee, Eleven, Mangoo убраны с карты все самокаты, взять их в аренду в городе временно невозможно.
- Запреты вводятся тогда, когда иным способом нельзя избежать общественной угрозы. В случае с арендой самокатов полный запрет нецелесообразен. Во-первых, нужно отдавать себе отчёт, что это бизнес, который развивается и пользуется популярностью у населения. От его тотального закрытия все только проиграют. Во-вторых, аренда — не единственный способ прокатиться на сегвее, моноколесе или электросамокате. Любое средство индивидуальной мобильности можно приобрести в магазине, они не запрещены. Поэтому ограничения на аренду полностью не избавит нас ни от аварий, ни от травматизма, которые возникают по вине владельцев СИМов. Самое разумное — обеспечить регулирование данной сферы и чётко обозначить правила, которые будут устраивать всех участников процесса. Сейчас данный вопрос находится в стадии обсуждения, предлагается в том числе ограничить зоны и скорость передвижения на средствах индивидуальной мобильности в парках и общественных пространствах — независимо от того, арендованное это устройство или личное.
- Какие ограничения всё же нужно ввести для пользователей электросамокатов, гироскутеров, моноколёс в столице и по всей стране в рамках федерального законодательства?
- Мне и моим коллегам — столичным депутатам поступает очень много вопросов от москвичей о том, как на данный момент регулируется использование таких средств передвижения. Кого-то сбили с ног прямо на тротуаре, кого-то задели и испачкали, кому-то проехали по ноге — ситуаций из разряда негативных, к сожалению, много.
Предполагается, что регулирование будет вводиться по двум направлениям. В первую очередь это изменения, которые должны быть внесены в Правила дорожного движения относительно движения по улично-дорожной сети. На уровне Москвы как субъекта РФ мы можем разработать нормативный акт, регулирующий порядок передвижения на СИМ на территориях городских парков и иных общественных пространств.
Ограничения, на наш взгляд, должны касаться скоростного режима, мощности двигателя, возможно, возраста пользователей.
На сайте Мосгордумы завершается опрос, в ходе которого хотим выяснить, какова должна быть максимальная скорость передвижения на СИМ на улицах города, в парках, на тротуарах.
- Но ведь в Москве уже ограничили скоростной режим до 15 км/ч на территориях парка «Сокольники», Филёвского, Измайловского парков.
- На круглом столе, который не так давно прошел в МГД, мы обсуждали, что скорость необходимо ограничить до 20-25 км/ч на улицах города, в парках на велодорожках —до 15 км/ч, на тротуарах — до скорости движения пешеходов.
- А кроме скоростных ограничений, какие ещё правила будут введены? Например, где можно кататься на СИМ, необходимы ли габаритные огни, с какого возраста можно пользоваться электросамокатом?
- Думаю, основной принцип — движение на таких устройствах должно осуществляться по велодорожкам, велополосам. Это относится как к улично-дорожной сети, так и к парковым зонам. Мы считаем, что в парках самокатчики могут двигаться только по велополосам и на специально оборудованных площадках. Что касается выезда на тротуары и проезжую часть, то предлагается, что в случае отсутствия велодорожек движение осуществляется в пешеходной зоне. При этом пешеходы во всех случаях пользуются преимуществом.
Читайте также:
• Владельцам электросамокатов предложат выучиться на права • В парках Москвы для электросамокатов ограничили скорость • Петербург первым запретил самокаты, хоть и временно
При совмещённом движении с пешеходами скорость электросамокатов должна ограничиться до 7 км/ч. Если во время такого движения создаётся опасность или помехи для движения пешеходов, лицо, управляющее «пешеходным транспортом», должно спешиться или снизить скорость до скорости пешеходов. Что касается выезда на проезжую часть — это является наиболее проблемным вопросом. В целях безопасности самих пользователей таких устройств к этому моменту необходимо подходить очень аккуратно. Безусловно, запрещается движение электросамокатов, моноколёс, гироскутеров по автомагистралям и дорогам, где максимальная скорость на проезжей части превышает 60 км/ч.
- Вообще, электросамокаты и гироскутеры сейчас к какому виду транспорта относятся? Или их водители пока считаются пешеходами?
- Согласно ПДД, пользователи СИМ сейчас имеют статус пешеходов. В проектируемых нормах ПДД предлагается предусмотреть их особый статус: не относить их к транспортным средствам, а к устройствам, предназначенным для передвижения человека посредством использования электродвигателя или мускульной энергии человека.
- А с мощными самокатами что делать? Они по проезжей части будут ездить? Или вообще в городе будет запрещено ездить на них свыше 15 км/ч?
- По моему мнению, необходимо ограничить мощность. Она должна быть для такого транспорта не более 250 Вт. Предполагается решить этот вопрос за счёт маркировки данных устройств.
- Как будут штрафовать нарушителей? Ведь технически сложно догнать их. Какой, по вашему мнению, должен быть размер штрафов?
— Операторы проката электротранспорта уже начали самостоятельно устанавливать правила и регулировать скорость передвижения транспортных средств из собственного парка. Например, компания Whoosh — один из крупнейших операторов проката электросамокатов в Москве — ещё с сезона 2020 года запрещает пользователям передвигаться на электросамокатах по парку «Зарядье», а в сезоне 2021 года на карту были добавлены зоны, в которых самокат сам снижает скорость и не позволяет разогнаться выше установленного лимита (среди таких зон — ряд улиц в центре города).
Если в Москве будет принят нормативный акт, регулирующий порядок передвижения в парках, то ответственность за нарушение этих правил может быть закреплена Кодексом об административных правонарушениях города Москвы.
- Необходимо ли вводить удостоверения на право управления таким транспортом, нужны ли ему регистрационные знаки?
- Поскольку предлагается не относить СИМ к транспортным средствам, наличие прав пока не обсуждается. Другое дело, что, например, в парках мы предлагаем создать специальные зоны, где можно будет пройти обучение управлению данными устройствами.
- Нередко и в московском метро можно встретить несущихся на большой скорости самокатчиков. Ведь это запрещено?
- Вопрос передвижения на электросамокатах и сегвеях в метро довольно чётко урегулирован «Правилами пользования московским метрополитеном». В соответствии со статьёй 2.11.5, запрещено «передвигаться по территории станций и по подуличным переходам метрополитена на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок». Такие же ограничения предусмотрены для столичного монорельса и при пользовании эскалаторами.
Максимальная мера наказания, предусмотренная Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, — штраф в размере 100 рублей, что, безусловно, не пугает потенциальных правонарушителей. Тем не менее сотрудники правоохранительных органов имеют полное право останавливать любителей кататься на самокатах в метро, выносить им предупреждения или выписывать протоколы.
А как у них?
Многие страны предлагают вводить регулирование СИМ в виде локального эксперимента или временного решения. Это делается путём ограничения скорости, как поступили во Франции, Испании и Израиле, установив планку на уровне 25 км/ч, или в Великобритании и Германии, где этот порог — 20 км/ч.