Силовики поддержали идею уравнять наказание за пьяное вождение катеров и авто
Михаил Романов предложил ужесточить ответственность для владельцев маломерных судов
Увеличить штрафы за некоторые виды нарушений при пользовании маломерными судами предложил депутат Госдумы Михаил Романов в августе этого года. Поводом послужило увеличение количества аварий на воде, в том числе из-за управления катерами в состоянии алкогольного опьянения. Запросы с просьбой оценить инициативу он отправил в МЧС, МВД, Генпрокуратуру. В поступивших ответах руководители силовых ведомств в целом высказали поддержку инициативе, но отметили ряд нюансов.
Ближе к ПДД
В обращениях к силовикам Романов предложил увеличить вилку штрафов по трем видам нарушений: правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления (статья 11.8 КоАП РФ), управление катером судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном (статья 11.8.1 КоАП РФ), и управление в состоянии опьянения (статья 11.9 КоАП РФ).
Сегодня нарушение правил движения на воде наказывается штрафами от 100 рублей до 25 тысяч. Например, за управление катером без документов штраф составляет всего 100 рублей. За пьяное вождение и отказ от медицинского освидетельствования — штраф 1,5—2 тысячи рублей. За отсутствие техосмотра — 5—10 тысяч рублей, за управление судном с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация, — 15—20 тысяч рублей.
Депутат отметил, что к росту числа ЧП на воде приводит увеличение количества частных судов, которые владельцы используют в туристический сезон для коммерческих целей. Еще одна причина — растущая стоимость ремонта малого флота.
«Сегодня судовладельцам дешевле оплатить штраф, чем, например, пройти техосмотр и затем вкладывать деньги в ремонт выявленных неисправностей», — пояснил он и предложил устранить дисбаланс между административным наказанием за нарушение ПДД и нарушения на воде.
Вилку он предложил от одной до 250 тысяч, самое суровое наказание — за управление неисправным судном.
Да, но с нюансами
Во всех юридических и силовых ведомствах идею парламентария оценили. Но отметили необходимость ее доработки.
Министр юстиции Константин Чуйченко согласился, что наибольшую потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде несут действия лиц, управляющих судами пьяными. По его данным, в 2022 году около 40 процентов всех происшествий с маломерными судами совершено в состоянии алкогольного опьянения. Штрафы за подобное нарушение не пересматривали с 2007 года. Но безальтернативное дополнительное наказание в виде лишения права управления судном на один-два года он посчитал нецелесообразным, потому что есть такие катера, которые в принципе не подлежат госрегистрации.
Замгенпрокурора Николай Винниченко тоже обратил внимание, что наказание за пьяное вождение катерами не пересматривали с 2007 года, а штрафы за управление без прав — с 2009 года. Но предложение в 10 раз увеличить штраф (до 200 тысяч рублей) за управление судном, имеющим неисправности, не совместимые с его использованием, попросил обосновать: по мнению прокуратуры, ответственность за нарушения не должна превышать максимальные планки, установленные в части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
Замминистра МВД Андрей Храпов согласен с коллегами: штраф за пьяное вождение катерами надо увеличивать. И изъявил готовность принять участие в разработке соответствующего законопроекта.
Министр МЧС Александр Куренков в своем ответе подчеркнул, что наказание за пьяное вождение на воде нужно сделать таким же, как за аналогичное нарушение ПДД. И такие предложения МЧС уже направляло в Минюст во время работы над проектом нового КоАП. Кроме того, есть предложение конфисковывать маломерное судно у лиц, уже лишенных прав, но управляющих им в состоянии опьянения.
Но десятикратное увеличение штрафов за вождение без прав и нарушение правил эксплуатации вызвало у Куренкова сомнения. «Необходимо отметить, что значительное количество малых судов используется гражданами, имеющими невысокий достаток. И предлагаемое в депутатском запросе десятикратное увеличение размера административного штрафа делает его сопоставимым со стоимостью маломерного судна. Реализация предлагаемой нормы может повлечь рост социальной напряженности, а также противодействие со стороны нарушителей в отношении госинспекторов по маломерным судам», — считает министр МЧС. Исходя из этого он полагает, что санкции за такие нарушения нужно оставить без изменений.
Читайте также:
• Скоростные суда на подводных крыльях свяжут регионы России
Ещё материалы: Михаил Романов , Константин Чуйченко , Александр Куренков