Штрафы за отсутствие ОСАГО предлагают увеличить в шесть раз
Петербургские депутаты считают, что это сократит число хитрых автолюбителей
Проще заплатить 800 рублей штрафа, чем потратить восемь тысяч на оформление ОСАГО. Хитрые автомобилисты из разных регионов России давно смекнули это и не покупают полис обязательного страхования. Петербургские депутаты считают, что исправить положение может ощутимое увеличение штрафов. Федеральные парламентарии и общественные деятели не согласны — по их мнению нужно сначала заняться выравниванием стоимости самого полиса и наладить автоматизацию тех штрафов, которые есть.
Проблемы для невиновных
Депутаты петербургского Заксобрания Игорь Высоцкий и Анастасия Мельникова предлагают изменить статью 12.37 КоАП. Их идея — наказывать автомобилиста, у которого полис оформлен, но в момент остановки сотрудником ГИБДД не действует или его нет на руках, не на 500, а на три тысячи рублей. А водителя, который вообще не оформлял ОСАГО, штрафовать не на 800, а на пять тысяч рублей.
Анастасия Мельникова пояснила, что штрафы не увеличивали с 2013 года. В то время как базовая ставка ОСАГО для легковых машин установлена в диапазоне от 1646 до 7535 рублей. Из-за большой разницы в стоимости полиса и размера штрафов за его отсутствие в последние годы сложилась ситуация, когда недобросовестные автовладельцы предпочитают заплатить штраф, а полис не оформлять.
И ладно, если бы речь шла просто о страховании без последствий. Но отсутствие документа доставляет массу неудобств добросовестным водителям. «Среди тех, кто обратился по этому вопросу, был один гражданин, который попал в ДТП и не был виновником происшествия. Компенсировать нанесенный ущерб машине можно было бы за счет ОСАГО, но у виновника его просто не оказалось. В итоге невиновный в ДТП должен собирать документы, проводить экспертизу, чинить свой автомобиль сам и только после этого обращаться в суд и взыскивать с виновника потраченные суммы и понесенные издержки. Понятно, что он выиграет. Но потраченные нервы и время ему не вернет никто», — рассказала Мельникова.
Читайте также:
• Что ждет водителей в 2023 году • Как получить возмещение по ОСАГО
Десятки тысяч нарушителей
Петербургские парламентарии привели статистику, по которой в прошлом году число нарушителей, не оформивших полисы ОСАГО, увеличилось в 39 регионах России. В первом квартале 2021 года больше всего таких водителей, 26,8 тысячи, сотрудники ГИБДД зафиксировали в Московской области, 25,3 тысячи — в Краснодарском крае, в Москве — больше 18 тысяч, в Башкортостане — 21,3 тысячи и в Татарстане — 18,7 тысячи.
Но зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин не поддержал инициативу петербургских депутатов. По мнению парламентария, тарифы страховщиков и так завышены, а органы госуправления на это никак не реагируют. «Если бы парламентарии выступили с инициативой нормализовать тарифы ОСАГО, чтобы их динамика соответствовала уровню жизни водителей, и после этого они бы захотели усилить штрафы за отказ от ОСАГО, то это было бы понятно и логично», — добавил депутат.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев отметил, что эта инициaтивa не новa, в 2018 году в Думу уже вносился подобный зaконопроект, но его отклонил Комитет по госстроительству и зaконодaтельству: «Момент тогдa выбрaли не совсем подходящий: были трудности с тем, чтобы купить полис в связи с переходом нa оформление ОСAГО онлaйн. Сейчaс этa проблемa решенa, к тому же мы отменили обязaтельный техосмотр. Но оформить ОCAГО по-прежнему не тaк просто».
Федяев считает, что десятки тысяч автовладельцев ездят без полисa не только потому, что штрaф невелик, к тому же нa Госуслугaх его можно оплатить со скидкой. Есть проблемы с покупкой полисa. «Но это не знaчит, что те, кто его оформил, должны стрaдaть из-зa тех, у кого его нет», — уверен парламентарий.
По его мнению, нужно улучшaть условия покупки ОСAГО, рaботaть нaд этим, регулировaть тaрифный коридор. Но при этом у водителей не должно быть возможности не исполнять зaкон: «Я зa то, чтобы не увеличивaть штрaфы, a более скрупулезно относиться к тем, что уже есть. Штрaф зa вождение без стрaховки можно выписывaть неогрaниченное количество рaз. Если этим, нaпример, зaймутся дорожные кaмеры, что нaм дaвно обещaют, эффект будет и без повышения рaзмерa штрaфa», — добавил Федяев.
Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Александр Холодов подтвердил, что в России дорабатывают и готовят к внедрению автоматизированную систему, которая позволит видеокамерами по номеру машины вычислить, оформлен полис или нет. Когда она заработает, штрафы будут приходить автоматически. Возможно, не более одного раза в день, но за месяц все равно их может накопиться много: «Например, квитанция придет в конце месяца. Если это будет 30 штрафов по 500 рублей, то водитель поймет, что дешевле оформить ОСАГО, чем заплатить 15 тысяч. Но что будет, если человеку придет 30 штрафов по 5 тысяч рублей? Где он возьмет 150 тысяч? У некоторых машины столько не стоят», — заявил Холодов.
Он, правда, пояснил, почему штрафы начнут приходить автолюбителям, но не в ближайшее время: есть проблемы с базами данных, не решена задача подмены ОСАГО от, допустим, трактора в Дагестане на обычную легковую машину, которая ездит по Москве. А еще не налажена система нормального страхования всех видов транспорта, и на данном этапе могут возникнуть трудности с обменом информацией между всеми участниками процесса.
Ещё материалы: Михаил Делягин, Павел Федяев