Штрафы для авиадебоширов увеличат в 10 раз
Кроме того, будет ужесточено наказание за «мелкое хулиганство» в автобусах, поездах и на кораблях
Правительство намерено резко увеличить наказание для авиадебоширов и ввести штрафы за «мелкое хулиганство» на всех видах транспорта. В Госдуме и Совете Федерации мотивы кабмина понимают и готовы поддержать инициативу.
Наказание для буйных пассажиров станет суровым и неотвратимым
Правительство 15 марта рассмотрело поправки в КоАП, резко ужесточающие наказание для авиадебоширов. За отказ исполнить законные распоряжения командира, к примеру, о пристёгивании ремней безопасности, пассажиров предложено штрафовать на 20-40 тысяч рублей. По действующему законодательству наказание за подобные выходки составляет от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
В том случае, если законопроект будет принят, агрессивное поведение на борту в прямом смысле дорого обойдётся путешественникам. Сейчас за это с них взыскивают от 500 до 1000 рублей либо заключают под арест на 15 суток, однако Минюст предлагает увеличить штраф до 30-50 тысяч рублей. В 10 раз — со 100 рублей до 1000 рублей чиновники намерены поднять размер штрафа за нарушение правил фото- и видеосъёмки в самолёте.
Как указывают авторы законопроекта, только «Аэрофлот» с 2006-го по 2016 год зарегистрировал 3090 пассажиров, нарушивших Правила поведения на борту воздушного судна. Часть из этих нарушений при этом признана грубыми: путешественники распоясывались настолько, что даже нападали на бортпроводников.
Ссылаются в кабмине и на статистику прокуратуры. Если в 2013 году транспортными прокурорами выявлено 7,2 тысячи нарушений законов о безопасности на воздушном транспорте, то в 2016 году — более восьми тысяч. При этом в 2013 году произошло 17 авиационных происшествий с воздушными судами авиации общего назначения, в 2014-м, 2015 и 2016 годах — 23, 29 и 36 соответственно.
Обезопасить пассажиров от попыток пренебречь заботой о безопасности со стороны самого экипажа в кабмине планируют усиливаем административной ответственности за «управление воздушным судном в состоянии опьянения», передачу «управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения», а также «управление воздушным судном лицом, не имеющим такого права».
Кроме того, КоАП дополнят частью, резко повышающей ответственность за «мелкое хулиганство» на всех видах транспорта общего пользования (хулиганство масштабное сегодня уже описано в статьях Уголовного кодекса). «В Кодексе об административных правонарушениях появится новая статья об ответственности за мелкое хулиганство на всех видах транспорта, в частности, за такого рода правонарушения предлагается штрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч рублей или подвергать аресту на срок до 15 суток», — сказал за заседании Правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.
Перечень оснований для штрафов придётся регламентировать
«Хулиганство на транспорте и авиадебоши действительно остаются проблемой, — признал член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский. — И правоприменительная практика действующего законодательства показывает: административную ответственность в данном случае необходимо усиливать и штрафы — резко поднимать».
Депутат напомнил, что в данном случае речь идёт о комфорте других пассажиров. «Почему от действий одного человека должно страдать большое количество людей? Это неправильно и несправедливо», — подчеркнул он.
«Безопасность прежде всего. И если человек не хочет соблюдать установленные правила, естественно, он должен нести за это ответственность.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников также уверен в том, что забота о безопасности во время авиаперелётов должна быть безусловным приоритетом. «Безопасность прежде всего. И если человек не хочет соблюдать установленные правила, естественно, он должен нести за это ответственность», — считает сенатор.В то же время, по мнению парламентария, необходимо чётко регламентировать, за какие именно поступки с пассажиров будут взыскивать штрафы. «В административном кодексе должно быть квалифицировано: что именно следует считать мелким хулиганством. Например, если ты сделал замечание стюардессе, — это хулиганство или нет? Я считаю, что нет. Но стюардесса ведь может посчитать по-другому и начать добиваться того, чтобы пассажира привлекли к ответственности».
Сергей Калашников подчеркнул, что правовые обязанности экипажа и пассажиров должны быть симметричны. «Со стороны команды воздушного судна тоже не должно быть нарушений. Когда происходит конфликт, в нём всегда участвуют две стороны. Нельзя допустить, чтобы одна стороны имела презумпцию своей правоты», — отметил он.
Справка
Предложенное ужесточение наказания для авиадебоширов — не первая попытка утихомирить «воздушных хулиганов». В конце прошлого года был принят пакет законов, согласно которым перевозчик получил право в одностороннем порядке отказывать в перевозке пассажиру, ранее устроившему на борту пьяный дебош или совершившему другое грубое правонарушение.
Весной 2017 года вступил в силу закон об уголовном наказании авиадебоширов. Согласно документу, высшей мерой за хулиганство на транспорте может стать лишение свободы сроком до пяти лет. При оказании сопротивления этот срок могут увеличить до семи лет.
Согласно статистике, ежегодно в России нарушают порядок на борту самолёта 1500 человек.
Ещё материалы: Дмитрий Медведев, Владимир Афонский , Сергей Калашников