Все о пенсиях в России

05.11.2024Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

05.11.2024Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

03.11.2024Минфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

Школы и вузы разойдутся по разным ведомствам

Минобрнауки разделят на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки

16.05.2018 20:06

Автор: Евгения Филиппова

Школы и вузы разойдутся по разным ведомствам

Российской академии наук (РАН).Фото: Алексей Смышляев/Интерпресс/ТАСС

Согласно указу президента Владимира Путина о новой структуре Правительства России, который глава государства подписал 15 марта, Министерство образования и науки будет разделено на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Это поможет, с одной стороны, вывести из забытья школьное образование, а с другой — повысить роль российских учёных и их изобретений, считают эксперты. При этом пока неясно, как будет меняться ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования.

Школьники не будут в тени

Идея изменений заключается в том, чтобы Министерство просвещения вплотную занялось школами, техникумами и дошкольными учреждениями, а Министерство науки и высшего образования было ответственно за вопросы, соответствующие его названию. Это позволит, по мнению главы Правительства Дмитрия Медведева, который и предложил такой проект президенту, «лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

Чем займётся Министерство цифрового развития

Создав Министерство просвещения, получится наконец-то вывести на первый план вопросы школьного образования, считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. По его мнению, в последнее время больше внимания уделялось высшему образованию, а школьники и наука были на втором плане.

Теперь же федеральные и региональные власти должны вместе усилить среднее образование, разработав единые методики обучения и воспитания, подходы к профориентации школьников, а главное — наведя порядок в сфере утверждения учебников, которые смогут попасть на школьные парты, добавил сенатор.

«При таком качестве учебников может запутаться любая система образования. Мы за то, чтобы количество учебников было минимальным или был вообще один единый учебник по каждому предмету для всей страны. А дополнительные учебники могли бы существовать для факультативного изучения в виде дополнительных занятий и так далее», — сказал Валерий Рязанский «Парламентской газете». Этот вопрос он определил как одну из главных задач нового министерства.

Перед Министерством просвещения стоит амбициозная задача по реализации поручения президента вывести российское школьное образование в десятку лучших в мире, отметила зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста.

«Основные препятствия этому — до сих пор не утверждены федеральные государственные образовательные стандарты, не создан механизм обновления содержания образования с учётом современных достижений науки и технологий, требует вложений инфраструктура школ и детских садов. Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста», — подчеркнула она «Парламентской газете».

Высшее образование и наука должны стать прорывными

Министерству высшего образования и науки Владимир Путин поручил своим указом вузовскую подготовку, инновационную деятельность, развитие федеральных научных центров — в общем, разработку прорывных технологий. У ведомства появится для этого новый арсенал инструментов: оно получит полномочия Федерального агентства научных организаций, которое ведало финансами и имуществом РАН. Само ФАНО указом президента упразднено.

По мнению Любови Духаниной, в скором времени нужно будет пересматривать сам Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ввести в законодательство такое понятие, как «федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики в сфере науки», а значит, определить новые направления в регулировании этой области. Пока в законе речь идёт только о ФАНО и Российской академии наук, отметила депутат, а российская наука не заканчивается только на этих структурах, например развиваются вузовские исследования.

Разорвётся ли связь школ, колледжей и вузов?

Корректировать законодательство будут учёные
Сферы, которые разнесли по разным министерствам, сегодня тесно переплелись. В школах создаются профессиональные — инженерные, медицинские и другие — классы при вузах, открываются при них и структуры среднего профессионального образования. Теперь же получается, что, например, связка «колледж — вуз» будет подчинена разным ведомствам.

Однако управление обоими министерствами будет осуществлять один вице-премьер. Благодаря этому сохранится единая государственная политика в этих сферах, считает Валерий Рязанский. К тому же подготовка в колледжах и техникумах находится в основном в ведении регионов. Субъекты будут также решать, каких специалистов и в каком количестве им готовить, а министерство будет только утверждать стандарты, поэтому для их учащихся, преподавателей и руководства вряд ли что-то изменится, добавил он.

«Нам нужно сделать так, чтобы переход к новой структуре Правительства не ударил по ученикам и студентам», — подчеркнула Любовь Духанина.

Главное опасение возникло у неё по поводу того, как будет меняться система ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования, оказавшихся сейчас в поле управления разных регуляторов. «Практически единственное, что всегда отмечается как положительный эффект этой формы экзамена, — возможность для детей из сёл и малых городов поступать в хорошие вузы без дополнительных расходов. Поэтому любые изменения должны проходить тщательную всестороннюю оценку, без перегибов», — считает депутат.

Указом президента также изменилась подведомственность Рособрнадзора — он теперь подчиняется не какому-либо министерству, а напрямую Правительству. Это может стать первым шагом к выстраиванию гибкой и прозрачной системы контроля качества образования, отметила Духанина, предложив создавать независимые центры оценки ЕГЭ, в которых ребёнок сможет сдать экзамен два-три раза в течение года. Причём сделать это он сможет как досрочно, так и повторно, если результат его не устраивает.


Справка: Министерства образования тогда и сейчас

Нужен ли школьникам обязательный экзамен по географии
Ведомства, которые были ответственны за образование, существуют в нашей стране больше 200 лет. В царское время это было Министерство народного просвещения — в 1802 году манифест о его создании издал император Александр I. После революции аналогичный орган создали при Совете народных комиссаров. В течение советской истории образовательные властные органы несколько раз сливались и разъединялись со сферой науки и культуры. Особый упор в то время делали на техническую высшую школу — её курировали отдельные государственные комитеты. С момента распада СССР министерство реорганизовывали пять раз, а Минобрнауки России, которое существовало до последних изменений, работало с 2004 по 2018 год.

В последние годы Министерство образования и науки курировало все этапы образования, предусмотрев создание единых для всей страны ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) для дошкольного, среднего и высшего образования. Эти изменения закрепили в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Кроме школьников и студентов, в единую систему образования вошли детсадовцы. Дошкольное обучение и воспитание стало считаться первой ступенью образования, а многие сады прикрепили к школам, где ребёнок автоматически получает место, когда ему исполняется семь лет. Также ступенью вузовского образования, а не научной работой стала считаться аспирантура.

Теперь, согласно указу президента, за новым Министерством просвещения закрепят сферы общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства, а также управление государственным имуществом в этих сферах. 

Министерству науки и высшего образования выделят сферы высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (кроме полномочий Роспатента) и управление соответствующим имуществом.

Рособрнадзор и Росмолодёжь станут подчиняться напрямую Правительству.