Школу перестанут мучить отчётами
Глава Минпросвещения Ольга Васильева пообещала сократить «бумажную нагрузку» учителей
Оставить для педагогов только четыре отчётных документа, выровнять уровень преподавания в городских и сельских школах, контролировать начисление зарплаты учителям - всё это, по мнению министра просвещения Ольги Васильевой, необходимо сделать, чтобы к 2024 году Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. На какую поддержку законодателей может рассчитывать Минпросвещения, выясняли 24 июня на больших парламентских слушаниях в Госдуме.
Какой из учителя физкультуры информатик
В продлившейся около четырёх часов дискуссии приняли участие не только парламентарии и чиновники — в зале пленарных заседаний Госдумы собрались педагоги, эксперты и представители общественных организаций из многих российских регионов. В общей сложности — больше 500 человек. «Все предложения, которые прозвучали (на парламентских слушаниях. — Прим. ред) должны быть проанализированы и обобщены для того, чтобы формализовать их в виде постановления Госдумы», — сказал председатель палаты Вячеслав Володин. По словам спикера, этот документ будет предполагать «проработку вместе с Правительством и выход на конкретный результат».
Работать же есть над чем. По подсчётам Минпросвещения, только 70 процентов поступивших в педагогические вузы их оканчивают и лишь половина выпускников идут работать в школы. Как результат коллектив педагогов немолод: учителей старше 50 лет в школах 39 процентов, а в возрасте до 29 лет — 5,5 процента. Нередко педагогам приходится учить школьников не «своему предмету». «Считаю недопустимой ситуацию, когда учителя физической культуры читают (ученикам. — Прим. ред.) информатику. Очевидно, что качество образования в большинстве случаев снижается», — отметила Ольга Васильева. По данным Минпросвещения, сейчас информатику преподают 306 учителей физкультуры.
Снизить нагрузку на педагогов и оставить им больше времени на работу с детьми в ведомстве рассчитывают и уменьшив требуемую с учителей отчётность. Как пояснила министр, сегодня множество инстанций — социальные службы, налоговые, МЧС - направляют в школы «настоятельные рекомендации» проводить определённые мероприятия и предоставлять о них отчёт с фотографиями.
«Например, я видела отчёты о количестве сосулек, — рассказала Васильева. — Ещё один отчёт поразил гендерным подходом — «расскажите, сколько человек участвовало в субботнике, сколько было мальчиков, сколько девочек»».
По словам министра, это напрямую мешает образовательному процессу, поэтому необходимо вносить поправки в законодательство. «В школе должно остаться и останутся четыре документа — рабочие программы по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», — считает она.
На помощь депутатов в министерстве рассчитывают и при решении ещё одного важного вопроса — это контроль за начислением зарплат педагогам. «Заработная плата должна назначаться, исходя из таких пропорций: 70 процентов — гарантированная часть, 30 процентов — стимулирующая. Однако в большинстве регионов такая пропорция не соблюдается, иногда дело доходит до того, что гарантированная часть доходит до 10 процентов, — пояснила Ольга Васильева. — Нужно наводить в субъектах порядок по оплате труда. Мы очень рассчитываем на помощь и контроль со стороны депутатов в решении этих вопросов».
Горячее питание должна получить вся начальная школа
Со своей стороны, парламентарии намерены добиться решения ещё одной «школьной проблемы». Как подчеркнул Вячеслав Володин, полноценным горячим питанием должны быть обеспечены как минимум все ученики в начальной школе. Предполагающий такую норму законопроект в Госдуме уже подготовлен, его авторами выступили руководители фракций. «Считаем, что этот вопрос (о горячем питании для школьников. — Прим. ред.) необходимо решать. Сейчас в Правительстве он изучается», — отметил председатель.
Мы с вами понимаем, что у нас в школах дети из разных семей, поэтому здесь не нужно делать различий, нужно обеспечить стандарт.
При этом, по словам спикера, школьное меню должно включать в себя в том числе соки и молоко. «Это должно быть сбалансированное, качественное питание, чтобы дети росли здоровыми, сильными. Мы с вами понимаем, что у нас в школах дети из разных семей, поэтому здесь не нужно делать различий, нужно обеспечить стандарт. Ещё раз подчеркну, что наша позиция здесь солидарна, её поддерживают все фракции Государственной Думы», — подчеркнул Володин.
В Минпросвещения благодарны депутатам за внимание к этой теме, признала Ольга Васильева. Тем более что пока проблем здесь хватает. Как показал запущенный ведомством мониторинг, во многих регионах горячие завтраки не получают даже все дети из малообеспеченных семей и сироты. «На сегодняшний день 100-процентным охватом завтраком может гордиться только Кабардино-Балкария», — заявила Васильева.
Будущее малокомплектных школ не отдадут на откуп регионам
Отдельная тема — выравнивание качества образования в городских, сельских и малокомплектных школах, сказала министр просвещения. «Получается, что ребята из сельских территорий почти не представлены во всероссийских, а тем более международных олимпиадах», — констатировала она. Например, в 2017 году во Всероссийской олимпиаде окончательными лауреатами стали 2231 ребёнок и только 74 из них были из села.
Вячеслав Володин указал на то, что сегодня нет даже определения понятия «малокомплектная школа», при этом разные министерства имеют различное мнение относительно будущего таких образовательных организаций. «Президент говорит: давайте дадим определение, что такое малокомплектная школа. Определения нет. А пока нет определения, вот эта ситуация будет приводить к тому, что, с одной стороны, будут закрывать малокомплектные школы, с другой стороны, если даже их будут оставлять, они явно будут находиться в состоянии минимального финансирования. А всё это будет отражаться на детях», — подчеркнул он. По мнению спикера, вопрос будущего малокомплектных школ нельзя полностью отдавать на откуп регионам, потому что финансовая обеспеченность у субъектов разная.
«Поэтому было бы правильно, исходя из поручения президента, подготовить нормативную базу и эта нормативная база на уровне Правительства будет принята», — отметил Володин, добавив, что в таком случае появятся единые подходы к малокомплектным школам.
Ещё материалы: Вячеслав Володин