Школьных врачей предлагают приравнять к завучам
И не допускать ребёнка к урокам физкультуры без справки о здоровье
Фото: Пресс-служба Государственной Думы
Родителей могут обязать сообщать педагогам о состоянии здоровья ребёнка, если по медицинским показаниям ему необходимы особые условия для учёбы, отдыха и занятий физкультурой. Такие нормы содержит проект закона о школьной медицине, который поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности. Как будут защищать здоровье детей в школах и когда документ могут принять, «Парламентской газете» рассказал один из его авторов, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
- Дмитрий Анатольевич, какие положения вошли в законопроект?
- Основных положений три. Первое — во всех образовательных организациях должны быть созданы условия для охраны здоровья школьников. Второе — родители обязаны предоставлять в школу информацию о состоянии здоровья своего ребёнка, если для него необходимы особые условия обучения, питания и нагрузок. Третье — до уроков физкультуры школьники допускаются только при предъявлении сведений о состоянии здоровья. Таким образом, с одной стороны, будет закреплена обязанность государства обеспечивать сохранение здоровья детей в школе, а с другой — родители будут сообщать педагогам информацию, необходимую, чтобы создать особый режим учёбы и отдыха для школьников, которым это требуется.
Родители обязаны предоставлять в школу информацию о состоянии здоровья своего ребёнка
Такой подход позволит повысить общую ответственность за здоровье детей и выстроить более слаженную работу системы «родители — учителя — врачи».
- Когда Госдума может рассмотреть законопроект?
- Очень надеюсь, что уже в весеннюю сессию. Отсутствие эффективного взаимодействия между врачами, учителями и родителями порождает массу проблем — причём это очевидно уже не первый год. Подавляющее число травм, полученных детьми, — результат несчастных случаев, а не аварий или катастроф. Эксперты подсчитали: примерно каждое шестое подобное ЧП происходит именно в школах, чаще всего — на переменах и уроках физкультуры. И далеко не в каждой школе в этот момент дежурит врач. Из всех образовательных организаций в нашей стране только 70 процентов имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности. И только в 30 процентах из них постоянно дежурит медработник. В остальные школы медики приходят из поликлиник, причём не каждый день.
- Есть ли надежда, что ситуация скоро изменится, и собственным медиком обзаведётся каждая школа?
- Работа над этим идёт. Рассчитывать, что в каждой школе постоянно сможет дежурить врач, не приходится: в России около ста тысяч школ и детсадов и около 49 тысяч педиатров. Если всех врачей отправить на полную смену в образовательные организации, то в больницах и поликлиниках просто некому станет работать. Поэтому решено идти другим путём. Минздрав разработал профессиональный стандарт «Бакалавр школьной медицины». Его уже одобрило профессиональное сообщество, в том числе Национальная медицинская палата. А 8 августа 2020 года его зарегистрировало Министерство юстиции. «Специалисты по школьной медицине» — это медсестры, но с высшим образованием и целенаправленной подготовкой для школ. Среди их обязанностей, помимо профилактических мероприятий — исследование остроты зрения, анкетирование, скрининг-тесты, разработка индивидуального плана оздоровления.
Читайте также:
• Кабмин поддержал проект о школьной медицине • В России может стать больше детских психиатров
Со своей стороны, мы завершаем разработку законопроекта о повышении роли медработников в образовательных организациях. Сейчас медики в школах считаются, по сути, вспомогательным персоналом со всеми вытекающими последствиями. Наша позиция в том, что медики должны стать полноправными членами педсовета с правом подсказывать учителям, как организовать учебный процесс, чтобы сохранить здоровье школьников. А в идеале школьный врач должен иметь статус завуча.