Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Школьных учителей защитят от съемок для TikTok

В Госдуму внесут законопроект, регулирующий фото и видео в школе

20.04.2023 10:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Школьных учителей защитят от съемок для TikTok
Ольга Казакова. © Юрий Инякин/ПГ

В законе об образовании предлагают регламентировать фото- и видеосъемки в школе. Текст инициативы уже готов, в ближайшее время документ внесут в Госдуму. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета нижней палаты по просвещению Ольга Казакова.

- Ольга Михайловна, вы уже предлагали урегулировать фото- и видеосъемку на уроках в школе. В какой стадии находится решение этого вопроса?

- Текст такого законопроекта готов. В ходе работы над документом были внесены серьезные поправки. Если изначально предполагалось регламентировать съемки учителей, то теперь мы предлагаем распространить эту норму на всех участников образовательного процесса. Потому что очень часто погоня за шок-контентом порождает откровенные провокации. Отсюда начинаются травля, буллинг.

При этом мы предусмотрели возможность, когда с разрешения учителя можно проводить фото- и видеосъемку. Например, уроков труда, на которых рассказывают и показывают, как собрать стул или сшить платье, чтобы ребенок потом мог пересмотреть такой материал.

- А в какой стадии готовности законопроект о трудовом воспитании, о котором также много говорили в последнее время?

- Это один из наших приоритетных законопроектов. Документ должен поставить точку в давнишнем споре, можно ли ребенку вытирать доску или подметать пол в классе — не будут ли при этом ущемлены его права?

Труд — это основа всего: успеха в профессии, комфорта в быту, счастья в личной жизни. Эту позицию разделяют 85 процентов россиян, которые поддерживают законопроект. Документ также готов, думаю, что он будет внесен в Госдуму в эту весеннюю сессию.

- В России поставлена задача — увеличить количество IT-специалистов. Причем начинать усиленно готовить будущих айтишников предлагают уже со школы. Значит ли это, что количество часов на информатику увеличат?

- Сегодня информатику в школе изучают с седьмого класса по одному часу в неделю. Достаточно этого или нет — большой вопрос. Дело в том, что это новый предмет в сравнении с русским языком или математикой. То есть исторического опыта и наработок по этому вопросу пока недостаточно.

При этом по усиленной программе в 10-11-х классах занимаются информатикой четыре часа в неделю. Это школьники, которые настроены на получение IT-профессий. То есть возможность увеличить количество часов сегодня есть.

Студентов-айтишников хотят отправить в школы наставниками

- Возможно, дело не в часах, а в качестве знаний? Что говорят об этом результаты ЕГЭ по информатике?

- Каждый год ЕГЭ по информатике выбирает все больше школьников. Двадцать процентов сдают на «отлично», это как раз те, кто усиленно занимается по предмету. Средний балл за экзамен — 60, это четверка с минусом. Очевидно, что есть куда расти.

- Сегодня в школах России не хватает 3603 учителя информатики — это данные Министерства просвещения. Это много или мало?

- В России 40 тысяч школ. Если мы предположим, что в одной школе работает только один такой учитель, получится дефицит около восьми процентов. При этом мы понимаем, что в крупных школах учитель информатики не один, то есть дефицит еще больше.

Сорок тысяч школ — это вся страна. Но для каждого конкретного ученика или его родителей важна именно та школа, в которую ходит ребенок. Им все равно на статистику, им важно, есть ли в этой конкретной школе такой учитель.

Читайте также:

• Школьным педагогам предлагают повысить базовую ставку

- За счет чего предполагается решить проблему дефицита таких кадров?

- Задача крайне непростая. У нас в этом году выпустят 1400 учителей информатики, то есть они не закроют даже половину дефицита. При этом мы понимаем, что не все они пойдут работать в школы.

Чтобы завлечь учителя, необходимо использовать все возможные механизмы: предоставлять жилье на время работы, обеспечивать транспортом, если учитель ездит на работу из города в село. Директора школ, родители и дети не должны оставаться один на один с такой проблемой.

- А должен ли информатик получать больше математика? Может быть, просто повысить зарплату таким учителям?

- Зарплата учителя в России, даже повышенная, пока не может конкурировать с зарплатами на крупных предприятиях, куда и предпочитают уходить такие специалисты.

Повышать ли зарплату каким-то отдельным учителям, например тем же информатикам, — вопрос для общественного обсуждения. Считаем ли мы, что такой учитель важнее математика, историка, географа, что его работа более трудоемкая или затратная? Думаю, что педагогическое сообщество с этим не согласится.

- Помимо обязательных уроков, информатику в школе изучают по дополнительной программе для учеников 8-10-х классов «Код будущего». Как туда попасть?

- Через портал госуслуг. Причем воспользоваться такой возможностью могут родители детей из самых отдаленных населенных пунктов. Для этого нужно зарегистрироваться, зайти на страницу «Код будущего», получить ссылку на тестирование и пройти его. В зависимости от результатов подбирается программа обучения. Занятия проводятся как онлайн, так и офлайн. Кстати, для учителей информатики участие в проекте — это возможность профессионального роста и дополнительного заработка.

По статистике, 25 процентов школьников выбирают направление «Разработка компьютерных игр». И это очень хорошо, что у нас появятся свои качественные отечественные игры, а не страшилки и ужастики или игры, сюжеты которых основаны на перевернутой истории. Также есть направления веб-разработка, 1С-разработка, мобильная разработка, телеграм-боты и так далее.

- На парламентских слушаниях в Госдуме 18 апреля вы предложили засчитывать обучение по этой программе как первый курс техникума или колледжа. Такого опыта в России еще не было.

- Сейчас заканчивается первый год программы. Нужно посмотреть, какие знания в итоге получают школьники. И если они действительно совпадают с программой обучения первого курса колледжа, то, конечно, нужно это засчитывать. Для чего терять лишний год? Зачем заново учить человека буквам, если он и так бегло читает?

Задача государства сегодня — как можно быстрее ввести таких специалистов в профессию. Стране нужны профессионалы, а человеку — работа и карьерный рост.