Школьные канцтовары предложили сделать патриотическими
Магазины предлагают сотни вариантов тетрадей с обложками в стиле аниме, но с гербом или флагом — единицы
Наполнить школьные товары патриотическим содержанием, украсив их изображениями героев спецоперации, российских спортсменов, писателей и деятелей культуры, предложили депутаты Госдумы. Идею поддержал Минпромторг. Что сейчас изображено на тетрадках и дневниках, какие картинки больше привлекают учеников и востребована ли у них патриотическая символика? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспондент «Парламентской газеты» посетил главные канцелярские магазины столицы.
Расширить ассортимент
Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова рассказала «Парламентской газете», что при подготовке ребятишек в школу она хотела купить дневник, тетрадку, папку или что-то другое из «школьного репертуара» с патриотической тематикой, но не нашла.
«Скажу больше: даже российского флага не отыскала на школьной продукции, которая была представлена в одном из сетевых магазинов. Зато сюжетов из иностранных мультиков, игр и всякой безликой пестроты на папках, портфелях, альбомах было море», — отметила депутат.
В итоге парламентарий купила простые тетрадки — «без всего», такие же портфели, папки, альбомы: «А с кого спросить? Торговые сети — коммерческие, издательства, печатающие все это, — тоже. Но дети-то наши, задача воспитать их достойными гражданами — государственная».
Именно поэтому законодатель совместно с Минпромторгом, Минкультуры, Минпросвещения готовит к запуску пилотный тираж школьных товаров с патриотическим контентом.
На этапе разработки, по словам Кузнецовой, возникло много вопросов, связанных с авторскими правами, законодательными нормами, охраняющими зарегистрированную торговую марку, содержанием, производством, распространением товаров.
«На практике отработаем всю цепочку — от задумки, разработанного макета до прилавка, покупателей», — сказала Анна Кузнецова.
Тема «пилота» — герои специальной военной операции, красивые места нашей Родины, герои отечественного спорта. В планах печать фотографий и краткой биографии выдающихся спортсменов, литераторов, ученых на тетрадях, блокнотах, пеналах, рюкзаках. Как подчеркнула Кузнецова, предложения, инициативы, в том числе родительские, — только приветствуются.
«Нашим детям есть чем гордиться и с кого брать пример», — отметила политик.
Стоит отметить, что Минпромторг не только поддержал инициативу вице-спикера, но и привлек к проекту производителей канцелярии и торговые сети. По словам замминистра Виктора Евтухова, все коллеги показали готовность сотрудничать, понимая, что дело правильное и весьма ответственное. «Речь идет о предметах, которые сопровождают школьный день наших детей. Информация, которая размещается на них, так или иначе формирует ребенка. Отдельное внимание нужно уделить формированию качественного и по-настоящему полезного в воспитании молодежи патриотического содержания, которое производители разместят на канцелярской продукции», — сказал Евтухов, его слова привели в соцсетях Минпромторга.
Замглавы ведомства уточнил, что около семи процентов в общем объеме канцелярских принадлежностей — это товары с патриотическим содержанием, а пилотный проект значительно повысит этот показатель.
Манга вместо флагов
Оформленных в стиле аниме тетрадок и блокнотов на прилавках канцелярских магазинов оказалось большинство. На втором месте — сюжеты с животными, спорткарами и различными нейтральными картинками. А вот найти изображение российского триколора, герба или президента оказалось весьма проблематично. Среди пестрящих обложек в редких случаях удавалось разглядеть хоть что-то, связанное с Россией. В магазине «Комус» среди 170 вариантов оформления тетрадей лишь на одной был изображен бронеавтомобиль «Тигр». Однако внутри на каждой странице в углу красовалась все та же большеглазая красавица из японской манги.
Ближе к Кремлю — больше патриотизма
Главный магнит для российских детей — Центральный детский магазин на Лубянке тоже не удивил ассортиментом патриотической продукции. В «Книжном лабиринте» среди полок со школьными принадлежностями удалось разглядеть всего одну стопку из дневников, оформленных гербом или флагом России. Продавец рассказала, что поставщики очень редко завозят им такую продукцию.
Схожая картина была в «Библио-Глобусе», расположенном неподалеку. Здесь из патриотического обнаружился только календарь на 2023 год с изображением президента.
Получше дела оказались у расположенного в километре от Кремля книжного магазина «Москва». Дневники и тетради с изображением герба России здесь развернуты лицом к покупателю и занимают центральные полки, а также видные места на кассе. Менеджер зала школьной канцелярии Светлана рассказала, что в их магазине спрос на патриотическую символику всегда был высоким и в бурный период подготовки к школьному году такие экземпляры расхватывали в числе первых.
«У нас были тетрадки с космонавтами, писателями, художниками, их было много. Россия была представлена очень широко — дневники, ежедневники, портфели, ручки, тетрадки и даже пакеты — все это было с символикой. Мы их в первую очередь выставляем лицом, чтобы на самом виду стояло», — рассказала Светлана.
Она добавила, что сейчас в канцелярских магазинах начался так называемый деловой сезон и школьные товары пока отошли на второй план. В следующем году магазин снова ждет крупного поступления патриотической продукции, ведь она востребована не только у российских школьников, но и у туристов.
В интернете тоже глухо
На прилавках крупнейших российских маркетплейсов дела с патриотическим дизайном также оказались не ахти. К примеру, на сайте «Озона» в разделе школьных тетрадей, где система автоматически расставляет их по популярности, первая обложка с тематикой России оказалась на 60-м месте. На ней изображены президент и надпись: «Россия может подняться с колен и как следует огреть». Хотя выбор в общем-то есть, но все патриотические обложки — внизу списка.
Читайте также:
• Сенаторы и депутаты проверят наличие учебников в школах своих регионов
Ещё материалы: Анна Кузнецова