Школьные автобусы обзаведутся мигалками
В 2018 году вступят в силу правительственные постановления, направленные на снижение количества ДТП с участием транспортных средств, перевозящих детей
Коллаж: ПГ. Фото: ПГ / Владимир Афанасьев
Вот уже почти четыре года в России действуют Правила организованной перевозки группы детей автобусами, определяющие задачи и требования, предъявляемые к организованной перевозке детей в автобусах и устанавливающие основные обязанности должностных лиц и водителей автобусов.
Печальная статистика
Так, согласно правилам, в случае если перевозка производится в одном или двух автобусах, необходимо подавать уведомления в ГИБДД — в них должны быть указаны дата, маршрут следования, сведения о транспортной компании, число и возраст детей, марка автобуса, а также имена сопровождающих лиц. А если дети едут в колонне из трёх и более транспортных средств, автобусы должны сопровождать автомобили госавтоинспекции.
Тем не менее технические неисправности и ошибки водителей то и дело становятся причиной ДТП, иногда со смертельными исходами. Так, в конце ноября в Чебоксарах в аварии с участием маршрутки и школьного автобуса пострадали 13 человек, троих пострадавших доставили в детскую республиканскую больницу. В том же месяце в Краснодарском крае попал в ДТП школьный экскурсионный автобус, перевозивший 27 детей и четверых взрослых — в результате аварии погиб один человек, ещё семеро пострадали. А в октябре школьный автобус, перевозивший ребят на профобучение в сельхозтехникум, столкнулся с лесовозом на трассе Сыктывкар — Чебоксары. Тогда погибли трое взрослых, ещё три человека попали в больницу.
Снизить количество аварий с участием транспорта, занимающегося организованными перевозками детей, призваны правительственные постановления, которые начнут действовать уже в будущем году.
Дети — самое святое
Один из способов минимизировать количество автоаварий — привлечь к школьным автобусам особое внимание участников дорожного движения. Согласно постановлению, опубликованному 27 декабря на сайте Правительства, с 1 июля 2018 года автобусы, помимо специального знака «дети», будут оборудованы проблесковыми маячками жёлтого или оранжевого цвета, которые водитель должен будет включать при движении.
Обращение к Минтрансу о необходимости разработки такого постановления направила Законодательная дума Томской области. Это обращение стало ответом на трагедию на трассе Ханты — Мансийск — Тюмень 4 декабря 2016 года, когда автобус, перевозивший детей с соревнований по спортивной гимнастике, столкнулся с грузовиком, в результате чего погибли 12 ребят.
«Безусловно, эти автобусы станут заметнее, и другим водителям будет сразу понятно, что они перевозят детей. Не уверен, что это как-то радикально изменит ситуацию на дорогах, но то, что движение таких транспортных средств станет более предсказуемым и безопасным, очевидно», — считает координатор «Общества синих ведёрок» Пётр Шкуматов.
Аварийность на дороге от этого, может, и не сильно снизится, но надо обязательно в мозгах сделать такой переворот, чтобы те, кто управляет автомобилем, помнили, что дети — это самое святое.
Сходного мнения придерживается и глава думского Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичёв. «Аварийность на дороге от этого, может, и не сильно снизится, но надо обязательно в мозгах сделать такой переворот, чтобы те, кто управляет автомобилем, помнили, что дети — это самое святое», — сказал «Парламентской газете» законодатель.Кроме введения обязательных «мигалок», подготовленное Минтрансом постановление уточняет требования к стажу работы водителей: право управлять школьными автобусами получат только водители категории «D» с рабочим стажем не менее года. Также документ определяет возможность и условия перевозки в автобусах сотрудников туристических и экскурсионных организаций, участвующих в программе поездки. Наконец, упрощается процедура подачи документации: в случае постоянной перевозки группы детей по одному и тому же маршруту появится возможность подавать специальные уведомления о многократных поездках.
Предельный возраст — 10 лет
Сегодня в России зарегистрировано 23 тысячи школьных автобусов. При этом лишь около 10 процентов из них содержатся в автопарках, а многие транспортные средства давно выработали свой ресурс. Между тем с 1 января 2018 года вступит в силу приказ Правительства, запрещающий использование автобусов старше 10 лет для перевозки организованных групп детей. Этот запрет должен был вступить в действие ещё с начала 2017 года, однако сроки неоднократно переносились для того, чтобы перевозчики, учебные заведения и турагентства могли подготовиться к изменениям и в случае необходимости обновили автобусный парк либо сменили партнёров по перевозкам.
Впрочем, по мнению ряда экспертов, безопасность перевозки не всегда определяется сроком эксплуатации транспортного средства. «Сегодня не возраст автобуса определяет его техническую исправность, а техническое обслуживание согласно нормативам», — напоминает Евгений Москвичёв. Парламентарий считает меру ограничения «по возрасту» преждевременной — по его мнению, сначала необходимо добиться того, чтобы в России было достаточно автобусов.
Пётр Шкуматов также предупреждает, что при введении в действие подобных нормативов необходимо учитывать бедственное положение многих российских регионов, где «вопрос не стоит о том, чтобы безопасно доехать — вопрос в том, чтобы просто доехать любой ценой, даже ценой увеличенных рисков». По мнению эксперта, повсеместное введение запрета на использование автобусов старше 10 лет в некоторых регионах может просто заблокировать перевозку детей.
Аттестация для водителей
По мнению членов Общественной палаты, к увеличению рисков при транспортировке детей приводит не только некачественное обслуживание машин, но и отсутствие специальной подготовки водителей, которые занимаются детскими перевозками. «Сейчас отсутствует обязательное дополнительное обучение для водителей, которые перевозят школьников. Мы выступаем за введение аттестации для таких водителей», — заявила глава Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина, выступая в сентябре в пресс-центре «Парламентской газеты».
Однако мнение о том, что к увеличению числа аварий приводит недостаточная квалификация водителей, не разделяют в Госдуме. «Всё зависит от того, насколько люди, занятые в этом процессе, соблюдают нормативы и ответственно относятся к своей работе», — считает зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова.
Если соблюдать федеральные законы и приказы Минтранса, то нам дополнительно ничего делать не потребуется.
В свою очередь, глава Комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичёв уверен, что для улучшения ситуации на дорогах нужно не придумывать новые регламенты, а просто выполнять существующие технические нормы и Правила дорожного движения. «Можно написать тысячу каких-то дополнительных приказов, распоряжений и ничего не выполнять. А надо выполнять то, что вырабатывалось десятилетиями и написано потом и кровью, — убеждён депутат. — Если соблюдать федеральные законы и приказы Минтранса, то нам дополнительно ничего делать не потребуется».Ещё материалы: Пётр Шкуматов