Школьному воспитанию добавили командного духа
Учеников хотят активнее вовлекать в проектную работу, где у каждого будет своя роль
В школах на переменах должна звучать патриотическая музыка, а в коридорах появиться «место новостей». Учеников и родителей будут вовлекать в организацию праздников для жителей соседних домов и во всероссийские акции. Обновленная программа воспитания для общеобразовательных организаций, которую 27 июня опубликовал Институт изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования, — это возвращение к хорошо забытому старому, считают опрошенные «Парламентской газетой» эксперты.
Где найти «место новостей»
Обновить действующую с 2020 года программу воспитания потребовалось из-за существенных изменений законодательства, в частности в Конституции, отметили разработчики документа.
Новую программу на сайте института опубликовали 27 июня. В ней перечислены главные представления, которые следует формировать у современного школьника: ценность Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Чтобы осуществить главную цель воспитания — «полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей», педагогам нужно будет не только заниматься обучением и воспитанием детей, но и конструктивно общаться на эти темы с родителями. Важную роль отвели социальным партнерам школ — различным организациям, с которыми образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать.
Отдельный раздел правил посвящен оформлению школьного пространства. Там должны присутствовать государственная символика, карты страны и региона, портреты выдающихся людей. Нужно определить «места гражданского почитания» и «места новостей», где следует размещать информацию позитивного содержания. Школьному радио следует транслировать сообщения и музыку позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности.
Коллективное творческое дело
К основным школьным делам, помимо традиционных торжеств, церемоний награждения и социальных проектов, составители отнесли участие детей во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России и мире, а также праздники, фестивали и представления для «жителей поселения, своей местности». В школьные дела предписано вовлекать родителей, а у каждого ученика должны быть своя роль: сценарист, постановщик, исполнитель, корреспондент, ведущий, декоратор, ответственный за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и так далее.
Так называемое коллективное творческое дело — это хорошо забытая советская практика, которая сплачивает коллектив и позволяет реализоваться каждому его участнику, сказала «Парламентская газете» член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. В этом с депутатом согласился директор московской школы №109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. По его мнению, если не все сто, то уж точно 99 процентов учеников можно увлечь общим делом и каждый в нем будет чувствовать себя нужным.
«Мы работаем по адаптивным технологиям, соединяя на дополнительных занятиях «ботаников» и ребят из коррекционных классов, сейчас это называется проектная работа, — рассказал «Парламентской газете» педагог. — В команде у каждого свой интерес, но общая задача, и когда получается ее решить, каждый ребенок ощущает свой вклад. Этот принцип давно известен, и хорошо, что на него вновь обратили внимание».
Ученик — это личность
Какую бы форму воспитательной работы ни предлагали школам, главное, чтобы ученик в ней был не только объектом, но и субъектом, то есть сам хотел участвовать в самоуправлении или любом проекте, а не учитель приводил его за руку и заставлял чем-то заниматься. Об этом «Парламентской газете» сказала доктор педагогических наук Ольга Заславская. Воспитательная работа в школе, по ее словам, должна соответствовать нескольким принципам: свободный выбор учеником вида и направления деятельности, ее природо-, культуро- и социосообразность. «А как будет называться форма — тимуровский отряд или проектный офис, не принципиально», — уточнила педагог.
Важно, по мнению Заславской, подняться от традиционных отношений «учитель — ученик» к отношениям «человек — человек», «гражданин — гражданин», «личность — личность». Гражданскому воспитанию в новой программе уделили большое внимание и это правильно, считает эксперт, поскольку какое-то время назад этот сегмент отошел на второй план, а между тем принципиально важно научить ребенка отвечать за себя и свою судьбу, ставить цели, участвовать в принятии решений.
С нового учебного года во всех школах рабочая неделя будет начинаться с поднятия флага и исполнения гимна России. Это тоже часть воспитательной работы, но нужно постараться организовать эту, в общем-то, формальную процедуру не столь формально, чтобы она не казалась ученикам мало что значащей обязаловкой, сказал Евгений Ямбург.
Воспитать любовь к Родине каким-то определенным действием невозможно, считает и Ольга Заславская: «Педагогика на это не способна. Но она может воспитать позицию. Если в школе получится сформировать ответственного за свою страну гражданина, то можно считать, что учителя и в целом система задачу выполнили».
Ещё материалы: Лариса Тутова