Школьников обучат управлению дронами и тактике стрелкового боя
В Совете Федерации обсудили, как реформировать систему патриотического воспитания в России
Система патриотического воспитания детей и молодежи в России нуждается в улучшении — к таким выводам пришли участники тематического совещания, которое во вторник, 10 декабря, прошло в Совете Федерации. В том числе — с учетом опыта СВО, который диктует новые подходы не только к наполнению работы по патриотическому воспитанию, но и к ее организации. Так, по словам собравшихся, не решены проблемы с материально-технической базой: четырех миллиардов, которые Минпросвещения выделит в 2025 году на оснащение кабинетов для преподавания основ безопасности и защиты Родины, явно не хватит для закупки всего необходимого. Есть вопросы и к преподавательскому составу, и к направлению обучения в целом. Как их планируется решать и куда двинется патриотическое воспитание в России — рассказывает «Парламентская газета».
Оснащение кабинетов ОБЗР закончат в 2025 году
Напомним: предмет «Основы безопасности и защиты Родины», который пришел на смену ОБЖ, преподается с этого учебного года школьникам с 8-го по 11-й классы один час в неделю. Главная его особенность — новый модуль «Военная подготовка и основы военных знаний», который, помимо всего прочего, предполагает выездные сборы длительностью от трех до пяти дней в зависимости от класса.
В 2025 году ОБЗР продолжат развивать. Так, по словам заместителя директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Владимира Кикнадзе, ведомство запланировало к выделению четыре миллиарда рублей, которые пойдут на техническое и материальное оснащение соответствующих классов.
«В настоящее время в паспорт национального проекта «Молодежь и дети» по предложению Министерства просвещения включены мероприятия по оснащению предметных кабинетов ОБЗР средствами обучения и воспитания, — подчеркнул Кикнадзе. — Федеральным проектом «Все лучшее — детям» предусмотрено для реализации общеобразовательных программ «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд (технология)» выделение бюджетных средств именно в 2025 году в объеме 4 миллиардов рублей. То есть планируется, что в течение 2025 года все потребности, о которых было заявлено, по обеспечению учебно-материальной базы в кабинетах ОБЗР будут выполнены».
Также до 194 доведут количество учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард», где для школьников и студентов проводят учебные военные сборы с изучением перспективных военно-учетных специальностей. Сейчас в стране работает 154 центра. Причем, по словам участников совещания, показатель еще может быть увеличен, поскольку текущая программа развития «Авангардов» составлялась еще до вхождения в состав России четырех новых регионов.
Однако, как водится, не все так просто. Так, заместитель директора Роспатриотцентра Дмитрий Степыко обратил внимание на то, что четыре миллиарда рублей, которые пообещали выделить в Минпросвещения, — сумма явно недостаточная.
«У нас, условно, в 40 тысячах школ такие кабинеты открыты, — отметил Степыко. — 4 миллиарда — это по сто тысяч рублей на школу в среднем. А речь идет о закупке инвентаря, оборудования, обмундирования и так далее».
Также, подчеркнул Степыко, в обновлении нуждается методическая база: рекомендации, учебники и даже агитационные плакаты, некоторые из которых давно утратили актуальность в связи с постоянно меняющейся и стремительно развивающейся обстановкой.
«Наконец, ключевая история — педагогический состав. Педагоги сегодня должны сами владеть теми навыками, которым они планируют обучать детей, — в области беспилотных летательных аппаратов, военно-полевой медицины, тактики ведения боя и так далее, — заключил Степыко. — Для того\, чтобы нам сформировать личность молодого патриота, необходимо совместить два процесса: обучение и воспитание. Естественно, это во многом зависит от личности профессионального наставника, который должен влиять на молодого человека и помогать ему расти и развиваться в правильном направлении».
«Нет общей идеи и скоординированности действий»
Еще одна проблема, по мнению участников совещания, — наличие большого количество разных патриотических организаций и центров, но отсутствие у них общей программы и скоординированности действий.
«Перед нами стоит задача единой системы патриотического воспитания и образования в рамках всей страны, — подчеркнул директор департамента военно-патриотического воспитания ДОСААФ России генерал-майор Сергей Полетучий. — У нас есть учебно-методический центр «Авангард», движение «Юнармия», центр военно-спортивной подготовки «Воин», само ДОСААФ и так далее. Но единой направленности, скоординированности действий в интересах общих целей и задач у нас мало. Каждый решает свои задачи сам по себе, на уровне своего понимания».
Для решения этой проблемы, по словам Полетучего, ДОСААФ разработало концепцию единой системы военно-патриотического воспитания. Она подразумевает создание по всей России на базе общеобразовательных школ специальных центров, где молодежи будут преподавать основы военной подготовки и готовить их к военной службе. Использовать для этого предлагают материально-техническую базу и опыт самого ДОСААФ. Соответствующие предложения уже направлены главам регионов.
«Как показывают расчеты, совместными усилиями на материальной базе ДОСААФ можно создать в регионах более 900 центров военно-патриотического воспитания, — подчеркнул Полетучий. — Это позволит полностью охватить не только столичные регионы и крупные города, но и небольшие районы, где дети зачастую возможности полноценно заниматься начальной военной подготовкой либо лишены, либо она для них сильно затруднена».
Председатель Комитета по обороне и безопасности Владимир Булавин, в свою очередь, отметил, что сама по себе система НВП нуждается в серьезной проработке, что называется, с основ.
«Нужно четко определиться — что мы вообще хотим получить на выходе. Какими качествами, какими навыками должен обладать выпускник, чтобы он приходил в армию уже подготовленным. Из этого нужно исходить при проработке всех остальных аспектов: какие будут критерии оценки качества образования, нужно ли будет вводить экзамены по НВП и так далее, — подчеркнул сенатор. — Ну и, конечно, вопрос финансирования остается актуальным. Собственные силы и средства у всех субъектов разные. Где-то могут тому же «Авангарду» грант в 200 тысяч выделить, где-то в миллион. Где-то для детей одна смена в год предусмотрена, где-то они проводятся ежемесячно. Безусловно, чтобы нам эти различия нивелировать, необходимы бюджетное финансирование и некий единообразный системный подход».
Все предложения по итогам совещания участники договорились сформулировать в отдельном документе, который позже будет представлен профильным министерствам.
Ещё материалы: Владимир Булавин