Школьников научат сохранять психическое здоровье и противодействовать экстремизму
Новые образовательные стандарты: не только про учёбу, но и про жизнь и здоровье
ВЫПУСК
Минпросвещения обновило Федеральные образовательные стандарты для школьников 1—4 и 5—9 классов. По этим документам будут писать учебники, проводить экзамены и учить ближайшие лет десять — именно столько в среднем живут ФГОСы. Как следует из документа, учить будут не только русскому языку и математике, но и финансовой грамотности, экологичности, патриотизму и даже умению противостоять экстремистскому, террористическому и криминальному воздействию.
Экология — всем
Новые ФГОСы ждали несколько лет. Предыдущие стандарты приняли ещё в 2012 году, и с тех пор они заметно устарели. Впрочем, речь не о новых правилах грамматики, здесь как раз всё стабильно.
За последние девять лет не только Россия, но и весь мир столкнулся с целой серией новых угроз — от экологических до экстремизма и терроризма. Новые стандарты отреагировали на ситуацию — теперь они не только про учёбу, но и про здоровье и жизнь.
Так, в новые ФГОСы вошли дополнения, касающиеся экологического и гражданского патриотического воспитания.
Например, стандарты предписывают научить школьника младших классов бережно относиться к природе и не принимать действий, приносящих ей вред. Кроме того, он должен ценить свою родину — Россию, осознавать свою этнокультурную и гражданскую принадлежность, быть сопричастным к прошлому, настоящему и будущему своей страны, уважать другие народы и иметь первоначальные знания о человеке как члене общества.
В средней школе к этим знаниям и навыкам ученик должен добавить ещё и новые. Например, «осознавать свою роль как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред». Кроме того, ученик должен проявлять «интерес к познанию родного языка, истории и культуры», «ценностное отношение к достижениям своей родины, к науке, искусству, спорту, боевым подвигам и так далее», а также «уважение к символам России и государственным праздникам».
А Бродский — на выбор
Ещё более конкретные требования предъяалены к знаниям, которые учителя должны дать на уроках по обязательным предметам. В начальной школе это русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология и физкультура — все вместе они должны занимать 80 процентов программы.
Например, согласно ФГОСу, ученик начальной школы должен «читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объёмом до 80 слов», а читать про себя — тексты объмом до 160 слов. Кроме того, такой школьник должен уметь заполнять простые анкеты и писать электронные сообщения объёмом до 40 слов.
В числе обязательных дисциплин средней школы - русский язык и литература, родной язык и родная литература, иностранные языки, математика и информатика, общественно-научные предметы: история, обществознание, география, естественно-научные предметы: физика, химия, биология, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности — все вместе они должны занимать 70 процентов программы.
ФГОСы для школьников 5—9 классов предписывают, какие формулы и понятия должен знать школьник, а также какие книги он должен прочитать, понять и суметь интерпретировать. Так, в список вошли «Недоросль» Фонвизина, «Матренин двор» Солженицына, три поэта на выбор из списка: Гамзатов, Берггольц, Бродский, Вознесенский, Высоцкий, Евтушенко, Заболоцкий, Кузнецов, Кушнер, Окуджава, Рождественский, Рубцов и так далее.
География с финансовым уклоном
Ранее, 8 июля, Центробанк также сообщил, что в российских школах начнут преподавать финансовую грамотность в 1-9 классах. Такую интерпретацию ФГОСов пришлось объяснять Минпросвещения. Все эти знания школьникам будут давать, но не на отдельном уроке, а внутри других предметов, при этом повышения часовой нагрузки на школьников не будет, уточнили в ведомстве.
В стандартах действительно есть отсылы к основам финансовой грамотности. Например, в начальной школе — в «Математике» и «Окружающем мире», а в средней — в «Математике», «Обществознании» и «Географии».
Так, согласно новым стандартам начального образования, результаты обучения математике должны обеспечивать «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в поведенческих ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов».
Читайте также:
• Минфин интегрирует элементы финансовой грамотности от детсадов до вузов • Работу вузов будут оценивать по знаниям студентов
Ещё больше спрос с учеников 5—9 классов. Например, география будет считаться освоенной, если ученик сможет «устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами».
«Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, отвечать тем вызовам, которые есть в современном мире, формировать базу для продолжения дальнейшего пути, какой бы образовательный и карьерный путь ученик ни выбрал после школы», — прокомментировали в Минпросвещения.
С чиновниками согласен и председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Всё это давно обсуждалась, и депутаты поддерживают появление такого курса, прокомментировал он нововведение «Парламентской газете».
«Каждый человек должен уметь планировать свой личный бюджет. Такие знания нужны практически любой сфере, чем бы человек ни занимался. Депутат должен уметь планировать бюджет страны, понимать, какие цифры он утверждает. Глава региона должен уметь распоряжаться казной субъекта, обеспечивать жителей всем необходимым. Руководитель предприятия должен понимать в бухгалтерии, чтобы бизнес был успешным» — привёл пример Анатолий Аксаков.