Школьников хотят отправить за готовальнями
В программу старших классов предложили вернуть черчение
Черчение как отдельный урок исключили из школьной программы в 2019 году. Сейчас такой модуль есть в учебном предмете «Технология». Однако этого недостаточно, считают в Комитете Госдумы по просвещению. Вернуть черчение в школьную программу предложила депутат Яна Лантратова. Такое письмо она направила министру просвещения Сергею Кравцову.
Втулка в трех проекциях
Вид спереди, сверху и слева — старательный советский школьник без труда мог нарисовать втулку или цилиндр в трех проекциях. Не удивительно — черчение в школах СССР начали преподавать еще в 30-е годы прошлого века. С циркулем и транспортиром в руках выросли не только наши мамы и папы, но и дедушки и бабушки. Строящейся стране были остро нужны инженеры, а они, как известно, начинаются именно с черчения.
«В условиях ведения странами Запада гибридной войны против России, включающей экономические санкции, критически важным становится возрождение и развитие тяжелой промышленности и машиностроения, что требует обучения большого количества квалифицированных технических специалистов в данной области», — считает первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Начинать готовить такие кадры нужно еще со школы, а для этого необходимо вернуть туда уроки черчения, сказала депутат «Парламентской газете».
Кадры для технического прорыва
Отсутствие полноценного предмета «Черчение» в школе приводит к значительному снижению «уровня технического, пространственного и творческого мышления школьников», полагает Лантратова. «Кроме того, не закладывается фундамент для дальнейшего инженерного образования в период профессиональной ориентации у школьников», — указала депутат.
В итоге многие студенты вузов, которые выбирают технические специальности, после первого курса переводятся на другие направления, рассказала парламентарий: «Программы по черчению для них оказываются просто непосильными». А значит, ожидать, что в ближайшее время страну наполнят инженеры, не приходится.
Учителя и губернаторы — за
С просьбой рассмотреть вопрос о возвращении в школы черчения как отдельного предмета Лантратова обратилась к министру просвещения Сергею Кравцову. Как пояснила депутат, идею возрождения уроков черчения ей предложили сами учителя.
Напомним, ранее с таким же предложением выступил и губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин. «Черчение — начало основ по инженерным знаниям. Об этом просят конструкторы, молодые инженеры, технологи всех направлений, всех отраслей», — сказал он на заседании Госсовета с участием президента в апреле этого года.
А Минпросвещения — против
Однако в Минпросвещения подобные тревоги, похоже, не разделяют. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» входит в предмет «Технология», говорится в ответе Сергея Кравцова Яне Лантратовой: «Это позволяет ввести обучающихся в принципы современных технологий двумерной графики и ее применения, привить навыки визуализации, эскизирования и создания графических документов с использованием чертежных инструментов и приспособлений или с использованием графических редакторов, а также систем автоматизированного проектирования».
Кравцов также напомнил, что образовательные программы предусматривают две части: обязательную и вариативную. Школы могут включить в учебный план внеурочной деятельности курс «Черчение». Такое решение принимается с учетом интересов учащихся, запросов их родителей, а также исходя из материально-технических и кадровых возможностей каждого конкретного учебного заведения.
Читайте также:
Ни труда, ни физкультуры
Однако депутат сдаваться не намерена. «Графические дисциплины закладывают основу профессиональной деятельности инженера, архитектора, дизайнера. Это особенно важно, учитывая, что в настоящее время Россия взяла курс на развитие технической науки», — отметила она.
Напомним, черчение изучали в советской школе с 1930-х годов. В 2000-х годах предмет стал факультативом, однако посещали его единицы. В итоге в 2019 году черчение исключили из школьной программы как отдельный предмет. Именно с этих времен из школ начала исчезать практическая составляющая, считает Яна Лантратова: вместо труда теперь технология, в некоторых школах даже уроки физкультуры переводят в онлайн.
«В результате дети ничего не умеют делать своими руками. А черчение, незаслуженно убранное из школьной программы, является важным по практической значимости предметом, актуальным в современных реалиях как никогда», — подытожила депутат.
Ещё материалы: Яна Лантратова , Сергей Кравцов