Все о пенсиях в России

18:03Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

Школьников будут активнее учить борьбе с кибербуллингом и фейками

Больше половины подростков скрывают от родителей, чем занимаются в Интернете

26.08.2021 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Школьников будут активнее учить борьбе с кибербуллингом и фейками
  © Софья Сандурская/АГН Москва

Курс цифровой безопасности может стать обязательным для всех школьников, на него отведут до половины уроков ОБЖ. Кто будет учить детей цифровой грамотности и как это будет выглядеть, узнала «Парламентская газета».

«Белый» Интернет — это бассейн без воды

Навыки интернет-безопасности и поведения в Сети ребята получают с начальной школы. Сначала они узнают о них в рамках предмета «Окружающий мир», а потом — в курсе информатики. Об этом Минпросвещения сообщило в ответ на запрос члена Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антона Горелкина. В ведомстве добавили, что планируют доработать федеральный образовательный госстандарт (ФГОС) для усиления этого направления. В частности, школьники научатся выбирать достоверные источники информации, узнают, какие сведения не стоит разглашать в Интернете и как соблюдать правила информационной безопасности. Когда и как доработают ФГОС, из ответа не следует.

«Парламентской газете» Антон Горелкин рассказал, что сам не раз проводил занятия по кибербезопасности, и, по его мнению, «нормального курса цифровой грамотности сегодня в российских школах нет».

«Я против того, чтобы создавать зачищённый, «белый» Интернет для детей — это как учиться плавать в бассейне без воды, — считает парламентарий. — Нужно включать ребят в реальную жизнь, объяснять, как противостоять угрозам, и делать это нужно уже с первого класса».

Антон Горелкин: «Я против входа в Интернет по паспорту»

Кто научит учителей?

Создание курса кибербезопасности обсуждается профессиональным сообществом. Этому вопросу было посвящено расширенное заседание IT-комитета Госдумы еще в мае, на котором министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев предложил посвятить до половины времени уроков по ОБЖ формированию у школьников навыков безопасной работы с цифровыми технологиями.

«Мы не говорим про дополнительную нагрузку, а хотели бы предложить скорректировать программу подготовки для того, чтобы большее внимание уделить вопросам безопасности в работе с Интернетом», — сказал Шадаев.

Участвовавший в заседании министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что ведомство работает над тем, чтобы программы обучения были интересны для школьников, привлекает ведущие компании для создания развивающих и полезных проектов, среди которых «Уроки цифры», акция «День IT-знаний», онлайн-марафон «Онлайн-просто».

В Минпросвещения рассказали, как школьников будут учить цифровой грамотности

Курсы, предложенные IT-компаниями, как правило, сводятся к продвижению их продуктов, считает Антон Горелкин, а учителей, готовых преподавать кибербезопасность на качественном уровне, в стране крайне мало.

«В мегаполисах мы их ещё как-то найдём. А в малых городах, я не понимаю, кто может преподавать такой курс. Нужно обучать педагогов. Может быть, подумать о создании на федеральном уровне специального волонтёрского проекта», — добавил депутат.

Педагоги попали в сети

Согласно опросу «Лаборатории Касперского», 60 процентов подростков признались, что скрывали от родителей что-то о своей интернет-жизни. Чаще всего — сколько времени они проводят перед экраном, сайты, на которые заходят, а также то, что они смотрят фильмы или сериалы, не подходящие им по возрасту. Три четверти опрошенных детей рассказали, что получали приглашения дружить от незнакомых людей в соцсетях.

«Проверять социальные сети детей — это обязанность родителей, а в школе — и учителей, — рассказала «Парламентской газете» заслуженный учитель России Ирина Симонова. — Как только педагог заметит что-то нестандартное, в работу должна включаться школьная служба примирения».

Подобный формат введён во многих школах. Учителя следят, в какие группы вступают ребята, о чём пишут на своих страницах, какие фотографии просматривают и размещают. «Родителей мы просим следить за перепиской — всё ради безопасности ребёнка», — добавила Симонова. По мнению эксперта, такой контроль не ущемит личное пространство школьника, если вести его деликатно и соблюдать должный уровень субординации. Даже, наоборот, часто ребята делятся с учителями чем-то сокровенным, чего не могут сказать родителям, спрашивают совета.

Читайте также:

• Гумерова: опыт борьбы с кибербуллингом необходимо передавать молодым учителям • Учебники информатики и ОБЖ расскажут детям, как защититься от кибербуллинга

Курс должен быть «живым»

Разработка курса цифровой грамотности предполагает взаимодействие экспертов IT-индустрии, академического сообщества, общественных институтов и родителей, считает председатель IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн. По его словам, не менее 80 процентов школьников сталкивались когда‑либо с опасностями в Интернете — насмешками и травлей (кибербуллингом), недостоверной информацией (фейками), неприятными незнакомцами. Всему этому их нужно учить противостоять.

Депутат предложил провести апробацию курса в отдельных регионах. «Было бы разумно разработать соответствующие стандарты, применить их на примере пилотных регионов, для того чтобы увидеть плюсы и минусы, провести работу над ошибками», — отметил на расширенном заседании комитета Хинштейн. В случае успеха практика проведения уроков распространится на всю страну.

Конкретные модули и методики их преподавания должны создаваться экспертами, но главное, чтобы курс кибербезопасности был «живым» и современным, заявил «Парламентской газете» первый зампред думского IT-комитета Сергей Боярский. Он вспомнил свои школьные уроки информатики, на которых было скучно, когда для получения зачёта нужно было уметь создать папку, а некоторые ребята в тот момент уже занимались программированием.

«Это главное требование к таким занятиям — чтобы они были «живыми», могли меняться в соответствии с ситуацией и вызовами сегодняшнего дня и были не просто актуальными, но опережали время», — отметил Боярский.