Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Школам предлагают самостоятельно выбирать программы обучения

Такая норма, по мнению разработчиков поправки в закон, позволит сократить бюрократическую нагрузку на учреждения образования

14.06.2021 00:03

Автор: Мария Соколова

Законопроект: № 1142955-7

Школам предлагают самостоятельно выбирать программы обучения
  © Pixabay

Школам и вузам предлагают дать право выбирать, по каким программам будут учиться дети. Педагогам могут разрешить использовать типовые примерные образовательные планы или написать свою программу — продвинутую или многопрофильную. Такую поправку в законодательство Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал ко второму чтению на заседании 1 июня. Как стало известно «Парламентской газете», законопроект планируют рассмотреть во втором чтении на пленарном заседании 15 июня.

Писанины станет меньше

Законопроект, внесённый Правительством, принят в первом чтении 18 мая. Изначально он предполагал только изменения в закон «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», предоставляющие двум старейшим вузам возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом и имуществом юрлиц, входящих в их научно-образовательные комплексы. Такие правила уже действуют в отношении Курчатовского института.

Ко второму чтению документа в него предлагают внести поправку, согласно которой образовательные организации смогут использовать типовые учебные планы и примерные программы обучения по разным предметам и дисциплинам и по воспитательной работе.

Если они не захотят внедрять типовые программы, то будут разрабатывать свои собственные, пояснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

«Если кто-то захочет иметь свои программы, продвинутые или многопрофильные, то они имеют на это полное право, — пояснил парламентарий. — Мы предлагаем дать школе возможность выбора. Если она работает по типовому документу, тогда учителям не надо ничего писать, по большому счёту. А если школа предпочтет работать по своей программе, в этом случае надо будет её разработать».

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Как отметил Никонов, новая норма приведёт к сокращению бюрократической нагрузки на образовательные учреждения. «Думаю, что большинство школ захочет работать по типовым программам», — предположил парламентарий.

Кто составит примерный учебный план

В статье 12 закона «Об образовании в РФ» сказано, что школы, вузы и колледжи должны самостоятельно разрабатывать и утверждать планы обучения в соответствии с федеральными государственными стандартами образования и «с учётом существующих примерных образовательных программ».

© Софья Сандурская/АГН Москва

Для школ их готовит Министерство просвещения, а для вузов — Министерство науки и высшего образования, сообщил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). Он отметил, что несколько лет назад Министерство образования дало разъяснение и разрешило педагогам использовать типовые программы, которые размещают на сайте ведомства. Но на практике учебные планы всё равно приходится писать самим учителям.

«Одна из системных проблем российского образования — бюрократизация. Увы, российский учитель — мировой рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. И мы можем ему помочь, не тратя денег», — сказал депутат, комментируя законопроект.

Он считает, что преподавателей надо избавить от бумажной волокиты, и при этом они всё равно будут подходить к процессу обучения творчески: какие-то темы изучать быстрее, а на каких-то концентрироваться как наиболее важных для учеников.

Хорошему учителю нужна свобода

В Совете Федерации поддержали инициативу. Но изменения ни в коем случае не должны влиять на качество образования, тем более снижать его уровень, подчеркнула зампред Комитета палаты регионов по социальной политике Татьяна Кусайко.

Читайте также:

• Учителей хотят избавить от отчётов «для галочки»

У неопытных учителей, возможно, есть проблемы с написанием авторских программ обучения, а преподавателей с опытом использование типовых программ закрепощает, сказал «Парламентской газете» заслуженный учитель РФ доктор педагогических наук Евгений Ямбург. Он отметил, что типовые программы связаны с электронным журналом.

«Есть электронный журнал и дневник. Это очень удобно для родителей: они могут в любой момент узнать, в школе ли ребенок, какие отметки он получил, какое домашнее задание дали, — сказал он. — Типовые программы связаны с журналом. Получается абсолютное «крепостное право» — нужно очень жёстко идти по программе: два часа на «преступление», два часа на «наказание», два часа на дождевого червя». По словам Ямбурга, возможность глубоко и серьёзно работать с учениками связана как раз с авторскими учебными планами.