«Щелкунчик» обрушил сайт Большого театра
На самый новогодний балет и попасть трудно, и цены кусаются
Сайт Большого театра перестал работать после начала продаж билетов на балет «Щелкунчик». Судя по сообщениям зрителей в официальной группе театра, Большой выставил менее ста билетов на 2-й, 3-й и 4-й ярусы. Их цена варьировалась от 5 тысяч до 25 тысяч рублей. И это еще не партер. Почему покупка билетов в Большой театр регулярно превращается в невыполнимый квест, разбиралась «Парламентская газета».
Не уверен — не покупай
Такое случается уже не первый год. Сайт Большого театра постоянно «лежит», как только стартуют продажи билетов на новогодние преставления «Щелкунчика». Иногда зрители даже не могут зайти в свой личный кабинет. Работу сайта восстанавливают только спустя два-три часа.
Вот и 2 декабря на сайте Большого театра начались продажи именных билетов на «Щелкунчик», который покажут 17 декабря. Эта специальная программа действует не первый год, чтобы билеты в главные театры страны не доставались перекупщикам. В этом году правила в Большом стали еще строже: теперь перед покупкой билета на «Щелкунчик» надо быть на сто процентов уверенным, что поход в театр состоится - именные билеты нельзя сдать или переоформить на другого человека. Раньше такая опция была доступна. Но даже такие строгие правила не пугают зрителей.
Еще в ноябре Большой театр предупредил, что билеты на «Щелкунчика» будут доступны исключительно на официальном сайте, и в кассах их продавать больше не будут. Продажи стартовали ровно в 10:00. Судя по сообщениям, в первые секунды на схеме зрительного зала появились для продажи места на второй, третий и четвертый ярусы. Так, по данным зрителей, билеты на второй ряд второго яруса продавали по 25 тысяч рублей. В третий ряд - от 12,5 до 17,5 тысячи. За билет во второй ряд третьего яруса пришлось бы выложить 17,5 тысячи рублей. Самыми доступными были билеты на галерку: первый ряд четвертого яруса стоил 12,5 тысячи рублей, второй ряд — 10 тысяч, третий и четвертый ряды — 5 тысяч рублей.
А через пять минут после старта продаж сайт Большого театра завис, а потом и вовсе стал выдавать ошибки «502» — нет связи и «403» — доступ запрещен.
В 10:07 журналист «Парламентской газеты» также попытался зайти на сайт театра. Однако сервис уже выдавал ошибку. Сейчас сайт Большого уже работает. Но билеты на «Щелкунчика» успели закончиться.
Кто больше?
Шанс попасть на балет все-таки остается. Купить билеты на «Щелкунчика» еще можно на интернет-аукционе. Первый состоялся 2 декабря.
Такой способ продажи театр запустил впервые. Видимо, дирекция решила воспользоваться европейским опытом. Например, с помощью интернет-аукциона продавали билеты в Венскую оперу.
Интернет-аукционы проходят на площадке Сбербанка. Как рассказали в Большом театре, участвовать в нем могут как физические лица, так и юридические. Всего предусмотрено три лота: один билет, парные места, четыре билета. Каждый участник аукциона должен предоставить паспортные данные — свои и тех, для кого приобретается билет. Во время аукциона участник сможет купить не более четырех билетов. Минимальный размер шага составляет 5 тысяч рублей, максимальный — 50 тысяч рублей. Часть собранных средств на аукционе потратят на поддержку артистов Большого, отмечено в сообщении театра.
В репертуаре на декабрь 18 спектаклей «Щелкунчика». В театре пообещали проводить трансляции, что позволит посмотреть балет зрителям из других городов.
Есть билет на балет
Зрители, которые не попадут в Большой театр на «Щелкунчика», еще могут купить билеты на новогодний спектакль в петербургскую Мариинку. Там показы «Щелкунчика» уже начались. В декабре театр обещает дать этот балет 30 раз.
«В нашем театре можно увидеть сразу три версии этого волшебного балета: два спектакля в хореографии Василия Вайнонена — один в оформлении Симона Вирсаладзе, другой в редакции Николая Цискаридзе и сценографии Петра Окунева (Театр балета им. Л. Якобсона), а также уникальный «Щелкунчик» Михаила Шемякина (хореография Кирилла Симонова), который идет только в Мариинском», — написали в своем Telegram-канале представители театра.
Билеты на спектакли начинаются от 5 тысяч рублей. Самый дешевый можно купить только «на места под люстрой». Чтобы по-настоящему насладиться сказочным балетом, придется выложить 15—20 тысяч рублей. Билеты в партер на балет 31 декабря стоят 30 тысяч. Многим такие цены не по карману. Зрителям придется выложить не одну зарплату, чтобы всей семьей пропасть в театр. Как объяснили «Парламентской газете» в пресс-службе Мариинского театра, на стоимость билетов влияет множество факторов: «В постановках театра может быть задействовано до 200 артистов, более 80 человек — в оркестре, ежедневно происходит монтаж новых спектаклей, который осуществляет целая команда профессиональных монтировщиков сцены, для новых постановок в художественных мастерских театра изготавливаются декорации, костюмы и бутафория, над которыми работают несколько бригад художников-живописцев, декораторов, костюмеров, скульпторов».
Представители театра добавили, что Мариинка старается предложить публике ценовые сегменты, доступные различным категориям зрителей, а также регулярно выпускает специальные предложения — тематические абонементы, промокоды. Также в Мариинском театре продают билеты для льготных категорий граждан из всех городов при предъявлении соответствующих удостоверений. К ним относятся пенсионеры, ветераны боевых действий, жители блокадного Ленинграда, участники Великой Отечественной войны, лица, имеющие инвалидность I, II, III группы или категорию «ребенок-инвалид» (с возможностью предоставления льготы сопровождающему), члены многодетных семей, родители-одиночки с детьми, студенты дневных отделений высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений, военнослужащие по призыву, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, их опекуны и попечители, работники иных учреждений культуры (театров, музеев), преподаватели творческих учебных заведений.
Искусство — народу!
На недавней пресс-конференции и.о.ректора Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, народный артист РФ Николай Цискаридзе отметил, что у жителей СССР было больше шансов купить билет в Большой театр, нежели у нынешних россиян. По его данным, в Советском Союзе у билета была фиксированная цена — 3 рубля, и «искусство стоило одинаково и было доступно для всех слоев населения». Цискаридзе добавил, что в советское время также была возможность бесплатно ходить в театры по студенческим пропускам и другим льготам, а сейчас этого «больше не существует».
«31 декабря попасть в Большой театр было невозможно. Никогда! Оказаться там могли только те, кто имел отношение к политбюро или к министерству. Но при этом на другие спектакли билет можно было купить. Причем надо было стоять в очереди очень долго. Это было всегда! Большой театр не резиновый», — добавил Цискаридзе.
Сам Николай Цискаридзе давно стал символом русского балета и ассоциируется с «Щелкунчиком». На сцене Большого театра он станцевал более ста новогодних спектаклей. Артист считает, что государство должно вмешаться в политику цен на билеты в государственные театры: «Не могут спектакли в ноябре, в начале декабря стоить столько, сколько в период Рождественской недели и Нового года. Я уверен, что должно быть какое-то государственное решение — поставить границу цен на билеты в государственные театры».
Театр для элит
Директор театра Вахтангова Кирилл Крок полагает, что билет в театр не должен стоить дороже 25-30 тысяч рублей. По его мнению, с такими ценами поход в театр, даже для жителя Москвы со средней зарплатой в 107 тысяч рублей, оказывается не по карману.
В театре Вахтангова цены на билеты разные. Например, на спектакль «Война и мир» — от 400 до 11 500 рублей, сообщил Кирилл Крок «Парламентской газете». Он добавил, что по закону театр сам вправе устанавливать стоимость билетов. При этом к повышению цен подталкивают жизненные обстоятельства. Столичные театры получают дотации от Минкультуры и департамента культуры города Москвы только в пределах 40 процентов. Остальные деньги надо искать самим.
«Держать достойный уровень зарплаты, платить за коммунальные услуги, ставить новые постановки театру тоже нужно, поэтому руководству и приходится повышать цену на билет на спектакль», — пояснил директор.
Государственные театры должны вести гибкую ценовую политику, а сейчас некоторые культурные учреждения превращаются в элитарные клубы для богатых, заявила «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуры Елена Драпеко. «Обязательно должны быть и дорогие места, но должны быть и места для народа. Чтобы билет в театр могли купить студенты, домохозяйки, человек, который работает по найму», — указала депутат.
Читайте также:
Ещё материалы: Елена Драпеко