Сенаторы призвали чётко зафиксировать полномочия главных архитекторов регионов
Поправки в Закон «Об архитектурной деятельности в РФ» должны быть внесены в ближайшее время, считают в Совфеде.
Необходимо как можно скорее определить правовое положение главного архитектора региона как руководителя исполнительного органа власти и определить его полномочия, говорится в решении Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, которое принято на расширенном заседании 22 октября.
Комитет рекомендовал Минстрою ускорить разработку и внесение в Правительство соответствующих изменений в Закон «Об архитектурной деятельности в РФ».
Речь идёт об установлении правового положения главного архитектора региона как руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченного в области территориального планирования, архитектуры и градостроительства, а также закреплении обязательности непосредственного подчинения главного архитектора губернатору.
«Есть поручение президента, в соответствии с которым главные архитекторы должны возглавлять органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, напрямую подчиняться высшему должностному лицу субъекта. Несмотря на это, должность главного архитектора во многих регионах носит номинальный характер, не позволяющий влиять на принятие решений в области архитектуры и градостроительства», — рассказал председатель комитета Олег Мельниченко.
Комитет сделал запросы во все 85 регионов, по результатам которых оказалось, что только в 31 субъекте Федерации имеется профильный орган исполнительной власти, курирующий вопросы архитектуры и градостроительства.
«При этом в таких субъектах, как Москва, Московская область, Саха (Якутия), главный архитектор не является руководителем профильного органа, — отметил сенатор. — А в 54 субъектах функционал по архитектуре и градостроительству реализуется в составе комплексного органа исполнительной власти, который также может заниматься вопросами строительства, ЖКХ, из них только в 9 главный архитектор возглавляет комплексный орган исполнительной власти».
В отдельных регионах должность главного архитектора, например в Мурманской области, и вовсе носит номинальный характер, а в восьми и вовсе отсутствует, добавил Олег Мельниченко.
По словам представителя Минстроя Сергея Гончарова, возникающие противоречия связаны в первую очередь с законодательством о гражданской службе.
«Зачастую в региональных законах отсутствуют чёткие требования к стажу и прочему. Это конкурсная процедура, которая допускает определённые исключения в небольших населённых пунктах. Надо также понимать, что для выстраивания общей структуры органов архитектуры и градостроительства недостаточно только структур на уровне субъектов Федерации, необходимо и их выстраивание на уровне муниципалитетов», — рассказал Гончаров.
Он добавил, что в Минстрое создана рабочая группа по корректировке закона об архитектурной деятельности.
«Мы поддерживаем усиление роли главного архитектора, дискуссионным остаётся вопрос о целесообразности выделения отдельных органов исполнительной власти, которые будут непосредственно курировать данные правоотношения», — сообщил чиновник.
В свою очередь, в Минэкономразвития считают, что органы в области архитектуры на федеральном и региональном уровне должны иметь единую систему, сказал представитель ведомства Андрей Никифоров.
Главный архитектор Ярославской области Михаил Кудряшов напомнил слова недавно умершего бывшего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина о том, что архитектор — это комплексная профессия.
«Это и инженер по сетям, и экономист, и социолог, и градостроитель, — перечислил он. — Меня сначала учили шесть лет, потом — три года аспирантуры, затем — 15 лет практики, включая преподавательскую. После этого всего я подумал, что имею право пойти на должность главного архитектора субъекта (РФ. — Прим. ред.). То, что сейчас мои коллеги — бывшие сотрудники ГАИ или сельхозпредприятий, — это унизительно для профессии, для русской архитектуры и советской архитектурной школы».