Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Сенаторы предлагают упростить приватизацию гаражей

«Гаражный вопрос» эксперты обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты»

21.09.2017 12:32

Автор: Алексей Никишин

Сенаторы предлагают упростить приватизацию гаражей

Фото: wikimedia.org

Приватизировать жильё можно, а вот с гаражом под личный автомобиль возникают проблемы. Как разрешить вопрос, который волнует многих фактических, но не юридических собственников гаражей, расположенных в том числе на городских землях? Собравшиеся в пресс-центре «Парламентской газеты» эксперты считают, что для этого необходимы соответствующие поправки в законодательство. 

Кому нужны гаражные войны

На углу Добровольческой улицы и Факельного переулка в Москве сегодня организована платная парковка. А ещё это место для стихийных митингов жителей окрестных домов, многие из которых — владельцы недавно снесённого здесь гаражного кооператива.

«Эти гаражи давали в пятидесятые годы героям войны, ветеранам-орденоносцам, мы пользовались ими больше полувека. Но год назад нам объявили, что московские власти расторгли договор долгосрочной аренды и наши гаражи пошли под бульдозер. Теперь здесь платная автостоянка, по три тысячи в месяц. Нам, местным жителям, такая плата не под силу. Поэтому стоянкой пользуются в основном сотрудники близлежащих офисов», — рассказала одна из участниц митинга.

В законопроекте речь идёт только о гаражах внутри гаражно-строительных кооперативов, причём это должны быть отдельно стоящие капитальные конструкции, а не многоэтажные парковки.

«Территории гаражно-строительных кооперативов, особенно если они расположены на лакомой для застройщика городской земле, давно стали объектом чиновничьего рейдерства», — отметил муниципальный депутат Таганского района Илья Свиридов. По его мнению, проблема упирается в несовершенство имущественно-земельного законодательства. 

«Первые законодательные акты, в которых гаражи фигурируют как объекты городского строительства, изданы в 60-е годы, — напомнил член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин. - В дальнейшем права участников ГСК только расширялись. Например, в 90-е годы было разрешено возводить гаражи на землях ГСК без разрешения органов местного самоуправления. Проблемы же у владельцев начались с появлением частной собственности. Оформить построенные гаражи в собственность оказалось практически невозможно».

Дмитрий Шатохин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

«Сегодня в стране до 70 процентов гаражей в ГСК не зарегистрированы, и это лишает государство дополнительных доходов в бюджет в виде земельного налога», — считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Александр Башкин. На другую проблему указал член Общественной палаты Артём Кирьянов. По его словам, «подвешенное» состояние ГСК выгодно местным чиновникам, поскольку всегда есть возможность продать эту территорию нужному застройщику. Кроме того, в гаражах обосновались «теневики». При обследовании ГСК в Московской области в каждом третьем из них были обнаружены незаконные цеха, где красили автомобили, шили одежду, разливали контрафактный алкоголь.

Нужно всего два документа

Ситуацию смогут сдвинуть с мёртвой точки поправки в закон о государственной регистрации недвижимости, которые предложили в Совете Федерации. Сейчас документ находится на рассмотрении в Госдуме, его первое чтение ожидается в осеннюю сессию. «В законопроекте речь идёт только о гаражах внутри гаражно-строительных кооперативов, причём это должны быть отдельно стоящие капитальные конструкции, а не многоэтажные парковки. Наша инициатива — это лишь первый шаг в осуществлении более масштабной гаражной амнистии, которую ждут тысячи россиян», — сказал один из авторов документа Дмитрий Шатохин.

Александр Башкин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Законопроект сенаторов дополняет статью закона, где речь идёт о кадастровом учёте и государственной регистрации прав на гаражи. Ведь сегодня можно оформить в собственность гараж, зарегистрировав ГСК целиком, что и долго, и дорого. «Наши же поправки предоставляют гражданину возможность зарегистрировать гараж, без регистрации прав всего ГСК. Для собственника важно иметь на руках всего два документа: справку об уплате паевых взносов в ГСК и разрешение на землеотвод под строительство гаража, причём неважно, когда это разрешение было выдано», — уточнил другой автор законодательной инициативы Александр Башкин.

Вопросы есть, но они решаемы

В Аппарате Комитета Госдумы по природным ресурсам рассказали, что на законопроект сенаторов пока неоднозначная реакция. Из ряда регионов на него уже пришли отрицательные отзывы. Местные власти не готовы к тому, чтобы предоставлять гражданам находящуюся под гаражами землю. Нет пока реакции и из Минэкономразвития, которое в своё время активно продвигало схожий законопроект о дачной амнистии.

Артём Кирьянов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Вопросов к предлагаемому сенаторами проекту закона много, но они разрешимы, считает эксперт Института экономики города Анатолий Демьянов. По его мнению, инициатива законодателей является продолжением тенденции «сначала земля, потом строение». Здесь ключевое слово «землеотвод», подчёркнул эксперт. Если земля выделялась под строительство дома и на ней построен именно дом, землю можно оформить в собственность. И такие примеры есть во многих городах, включая Москву. Например, посёлки частной застройки в районах Сокола и Лианозова. Возможно, что такие же правила могут распространиться и на гаражи. Другое дело — оформление отдельных гаражей внутри ГСК. Это положение эксперт считает спорным: «Ситуация, когда внутри ГСК гаражи оформлены в собственность «через один», конечно, местные власти не устроит». 

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 10445