Сенаторы готовят «гаражную амнистию»
Авторы инициативы надеются, что Госдума рассмотрит её до конца лета
![Сенаторы готовят «гаражную амнистию» Сенаторы готовят «гаражную амнистию»](https://www.pnp.ru/upload/entities/2019/02/14/article/detailPicture/a2/fe/18/f7/f38c6f6c30364ca0b011c2a2c0451415.jpg)
СМИ 14 февраля сообщили, что до конца весенней сессии на рассмотрение Госдумы поступит законопроект, упрощающий процедуру оформления права собственности на гаражи. Но инициатива уже давно там зарегистрирована — с лета 2017 года. Один из её авторов, сенатор Дмитрий Шатохин, уточнил «Парламентской газете», что его коллега Александр Башкин, которого цитировала пресса, просто выразил надежду, что законопроект будет рассмотрен в ближайшие месяцы. Почему так важно, чтобы проект «гаражной амнистии» был принят оперативно?
Без права на гараж
Оформление документов на объекты в составе гаражно-строительных кооперативов (ГСК) — давняя головная боль многих автомобилистов. В законодательстве есть явные пробелы, из-за которых право собственности приходится доказывать в суде и проходить тернистые пути бюрократических процедур: кадастровый учёт, межевание, подготовка технической документации и прочее. Как выяснили сенаторы, около 70 процентов всех гаражей не имели государственной регистрации права собственности. И даже в судебном порядке их владельцам было сложно доказать свои права на эти объекты.
Особенно актуально это для тех, кто владеет боксом в составе ГСК. Единственным документом у них является членская книжка. Но она не даёт права на имущество, то есть, владея гаражом, человек не считается его собственником.
Все проблемы проистекают из-за отсутствия понятия ГСК в законодательстве, пояснил «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин. Кроме того, у самих владельцев нет всех нужных документов. «Многие гаражи выдавались какими-то локальными приказами, и люди не могут восстановить документы на землю», — отметил сенатор.
Ещё одна сложность заключается в том, что в случае с ГСК нужно готовить документы на весь кооператив. Пока их нет, зарегистрировать отдельный бокс в его составе невозможно. «Так что давно нужно провести в этой сфере либерализацию отношений и дать возможность людям, которые долгое время владеют этими гаражами, в упрощённом порядке оформить все документы на них», — считает Шатохин.
Что предлагают сенаторы
Инициатива группы сенаторов предусматривает поправки в Закон «О государственной регистрации недвижимости». Они разрешают поставить на кадастровый учёт отдельный гараж, опуская необходимость такого учёта для всего гаражного комплекса целиком. Это «позволит избежать дополнительных расходов граждан, связанных с необходимостью получения технической документации на всё здание», отмечают авторы в пояснительной записке.
Давно нужно провести в этой сфере либерализацию отношений и дать возможность людям, которые долгое время владеют гаражами, в упрощённом порядке оформить все документы на них.
Также проект закона вводит новую статью, посвящённую регистрации права собственности гаража в составе комплекса. По ней гражданину нужно предъявить два документа: об оплате паевого взноса и о предоставлении ГСК земельного участка от органа власти, который действовал в момент издания документа.
Кто заплатит за снос
По словам Шатохина, упрощённый порядок поможет и в случае, если город решит снести постройки и использовать землю под свои нужды. Ведь если не доказать местным властям право собственности, то и компенсацию получить невозможно.
Прописывать механизмы компенсации в законопроекте нет смысла — это уже урегулировано, подчеркнул сенатор. «Это гражданские отношения: если человек доказывает, что это его имущество, то никаких проблем с компенсацией возникать не должно. Но проблема-то в том, что люди не могут доказать, что это их собственность», — констатировал парламентарий.
Тут нужно сделать небольшое отступление. Земля, на которой стоят кооперативные гаражи, принадлежит городу. ГСК расположен на ней на правах долгосрочной аренды. То есть член кооператива владеет именно гаражом, а не землёй под ним. Город может приступить к сносу гаражей только в случае окончания срока аренды или досрочного его расторжения.
Городские власти имеют право досрочно расторгнуть аренду в одностороннем порядке, если земля понадобилась для государственных и муниципальных нужд. В этом случае владельцам гаражей положена компенсация. Эти и другие условия досрочного расторжения должны быть обязательно прописаны в договоре аренды, подчеркнул член исполкома Гильдии российских адвокатов Юрий Платонов.
«Обычно гаражи из ГСК сносят, если не был заключён договор аренды», — уточнил в комментарии «Парламентской газете» эксперт. Так что, если кооператив получил землю в установленном законом порядке, если заключил договор аренды, то он имеет право возражать против действий города.
![Просмотров Просмотров](https://www.pnp.ru/static/422/i/ico_eye.png)
Ещё материалы: Дмитрий Шатохин