Семейные ценности нужно вернуть в законодательство
Сенаторы предлагают внести поправки в Семейный кодекс
14 июля сенаторы внесли в Госдуму пакет поправок в Семейный кодекс. О том, как законодательно оградить семьи от неоправданного вторжения чиновников и почему важно закрепить права бабушек и дедушек на участие в воспитании внуков, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, один из авторов поправок Елена Мизулина.
- Елена Борисовна, внесенные вами поправки предлагают, в частности, закрепить презумпцию невиновности родителей и прописать в законе, что если с родителями случилась беда, то детей должны взять на воспитание ближайшие родственники? Разве этот принцип сегодня не действует по умолчанию?
- Всем известно, что только семья способна сделать человека счастливым и уверенным в своем будущем. Однако сегодня из законодательства постепенно исчезают ценности, на которых строится традиционная семья. Это такие понятия, как «родная мать», «родной отец», «родная семья». Вместе с тем появилось много новых терминов — «замещающие родители», «суррогатная мать» и так далее, которые соответствуют сегодняшним реалиям, но фактически вытесняют ценности материнства, отцовства, кровнородственных отношений. Согласитесь, трудно сохранить институт семьи, если из лексикона уходят слова, которые ее обозначают.
Наша инициатива направлена на то, чтобы укрепить семейные ценности и вернуть их в законодательство. Современные формы (вроде суррогатного материнства) не могут заменить отношений мужчины и женщины, которые становятся родителями. Ведь именно такой брачный союз и стал основой человеческого общества.
Пакет законопроектов направлен на то, чтобы обеспечить два важнейших принципа, отсутствующих в действующем семейном законодательстве.
Во-первых, это принцип презумпции добросовестности родителей. Он означает, что применять к матери или отцу какие-то ограничения, включая отобрание ребенка, можно только, если решением суда установлено, что они недобросовестно осуществляют свои права.
Сегодня действует обратный принцип, согласно которому в любой конфликтной ситуации в семье предполагается вина родителей. Более того, им необходимо самим доказывать, что они не виноваты. Одним словом, все перевернуто с ног на голову!
Мы не против суррогатного материнства или приемной семьи, но эти современные формы не могут заменить отношений мужчины и женщины
Предлагаемый нами пакет изменений бремя доказательства недобросовестности родителей возлагает на публичные органы власти, которые и предъявляют соответствующие иски к родителям. Так что после его вступления в силу чиновники должны будут сначала доказать, что родители недобросовестные, и только потом применять соответствующие ограничительные меры.
Второй принцип, на котором строится весь пакет изменений, заключается в усилении гарантии прав детей на родную семью. В случае если ребенок остается один или возникает угроза его жизни и здоровью, преимущественное право на то, чтобы обеспечивать его воспитание и присмотр, имеют родственники.
Напомню: в действующем Семейном кодексе нет нормы о праве ребенка на приоритетное устройство и воспитание его своими родственниками и прав родственников на воспитание ребенка, если он остается сиротой, тоже нет.
- То есть с принятием изменений в Семейный кодекс, в случае когда родители не могут исполнять свои обязанности, бабушка и дедушка смогут взять ребенка на воспитание и никто им не вправе препятствовать?
- Совершенно верно. От бабушек и дедушек больше не будут требовать подтверждения каких-то полномочий, специального документального оформления. Мы включили такую норму в Семейный кодекс, так как она продиктована жизнью.
Раньше и в голову не приходило, что надо в семейном законодательстве прописать, что родители вправе привлекать к участию в воспитании и уходе за ребенком ближайших родственников. Ведь так исторически было — на взаимоподдержке между родственниками и строятся семейные узы!
- Почему, по вашему мнению, важно защитить семьи от избыточного вмешательства органов власти?
- Сегодня органы опеки и другие публичные органы (администрация школы и детского сада) зачастую действуют по своему усмотрению. Если они посчитали, что есть угроза жизни и здоровью ребенка, то могут вмешаться и проводить принудительные действия, вплоть до отобрания детей.
Если наши поправки будут приняты, то такие ситуации будут исключены. При этом будет оговорен четкий перечень случаев, когда ребенок нуждается в защите, если есть угроза его жизни и здоровью.
Также мы устанавливаем временные меры защиты ребенка. Прежде всего они заключаются в том, что ребенок передается родственникам или иным лицам, перечень которых мы даем в Семейном кодексе.
Когда эти законодательные изменения вступят в силу, родители получат право подать заявление в органы опеки, что если по уважительной причине они не смогут осуществлять уход за своими детьми (в случае тяжелой болезни, аварии и так далее), то кто бы ни обнаружил детей первым, должен передать их родственникам или лицам, указанным в заявлении.
Это могут быть не только бабушки и дедушки, но и крестные родители, друзья семьи, соседи и так далее. Мы закрепляем право таких лиц в случае форс-мажорных ситуаций быть законными представителями ребенка, обеспечивать его уход и защиту детей.
- Ваши оппоненты утверждают, что с принятием поправок, ограничивающих полномочия органов опеки, в стране увеличится количество детей-«маугли». Сможет ли опека установить ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, если те откажутся пускать сотрудников опеки в дом?
- Утверждение, что родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, — это, по сути, признание их вины. И оно не входит в компетенцию органов опеки. Напомню, признать вину родителей можно только вступившим в силу судебным решением. У опеки совершенно другие задачи.
Один из наших законопроектов позволяет органам опеки сосредоточиться на своих основных обязанностях. Не искать виновных, а оказывать помощь и защиту ребенку, если по каким-то причинам он остается без надзора.
Повторю: вопрос вины родителей не в компетенции органов опеки, поэтому мы предлагаем закрепить, что отобрание ребенка возможно только на основании вступившего в силу судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах. Это решение исполняет судебный пристав с участием представителя органа опеки и лица, которому передается ребенок.
Опека больше не будет репрессивным органом, а станет выполнять те функции, ради которых этот институт и создавали. Когда ребенок внезапно остается один или ему что-то угрожает, главная задача — быстро обеспечить присмотр за несовершеннолетним, чтобы рядом с ним были взрослые, которые его знают. Замечу также, что законопроекты не отменяют уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и закон о полиции, которые позволяют помогать любым гражданам, в том числе детям, в действительно опасных для жизни и здоровья ситуациях и устранять угрозу.
Мы предлагаем закрепить, что отобрание ребенка возможно только на основании вступившего в силу судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах
- Подразумевается ли сокращение сети социальных детских учреждений и пересмотр оценки эффективности их работы?
- Не берусь утверждать, что произойдет сокращение сети детских учреждений, а вот необходимость перепрофилирования и изменение функций этих учреждений совершенно очевидны.
Я много лет занималась этой темой и с уверенностью могу сказать, что дома ребенка и реабилитационные центры должны быть многофункциональными, рассчитанными на различные ситуации. Чтобы ребенок мог жить там со своим родителем или дедушкой и бабушкой, если в этом есть необходимость.
Например, у семьи сгорел дом. Сегодня погорельцам вообще некуда деваться. Родителям говорят: сдавайте ребенка в социально-реабилитационный центр, а сами живите где хотите, или мы у вас сейчас ребенка отбираем. Но это ведь в корне неправильный подход! Мы считаем, что пострадавших родителей и детей нельзя разлучать, они могли бы временно проживать в социальном учреждении, пока им не предоставят новое жилье.
- Разъясните суть еще одной резонансной поправки, устанавливающей запрет на усыновление детей лицами одного пола. Имеют ли под собой основания опасения некоторых граждан, что органы опеки могут отказать в усыновлении неполной семье (где, например, мама и бабушка) по формальным признакам?
- Эти опасения абсолютно безосновательны. Поясню, законопроект развивает поправку к Конституции и включает в число обстоятельств, препятствующих заключению брака, союз между лицами одного пола. Мы не идем вразрез с Семейным кодексом, который также запрещает усыновление супругами, состоящими в браке с лицом одного пола.
Однако некоторые граждане обходят эту норму, заключив брак в других государствах. Поэтому мы хотим ее уточнить и установить прямой запрет на заключение брака между лицами одного пола, в том числе сменившими пол, а также усыновление такими парами детей. Таким образом, устраняем все законодательные пробелы.
На одиноких россиян или на семьи, где живут мама и бабушка, эта норма вообще не распространяется. В нашем законопроекте мы не используем термин «полная и неполная семья». Это оценочные категории, и к закону они не имеют отношения. Важно, чтобы в семье была хорошая атмосфера.
Поэтому никакого запрета на усыновление одинокими гражданами нет и быть не может. Мы — за институт усыновления, потому что для ребенка-сироты это лучшая форма устройства.
- Когда, по вашим прогнозам, будет внесен еще один ожидаемый закон, об алиментном фонде? И как он должен пополняться?
- Я поддерживаю идею создания алиментного фонда и участвовала в разработке соответствующего пакета законопроектов. Но эти инициативы не получили поддержку из-за того, что алиментный фонд подразумевает создание аппарата, который будет заниматься поисками недобросовестных налогоплательщиков и оформлением документов.
Для формирования такого фонда, даже если в будущем он станет пополняемым, нужны значительные средства. Есть опасения, что мы окажемся в ситуации, когда деньги будут уходить чиновникам, а не детям неплательщиков.
Поэтому сегодня обсуждается идея возложить обязанность по розыску алиментщиков и помощи их семьям на уже существующий фонд, например фонд помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Но прежде чем вносить законопроект, необходимо провести расчеты и сделать это должны экономисты. Не исключено, что этот законопроект будет внесен в Госдуму в следующей сессии.