Деревенские автобусы не отменят без согласия людей
Фото: ПГ / Геннадий Михеев
Эксперты Общероссийского объединения пассажиров предложили запретить закрывать маршруты общественного транспорта без согласования с местными жителями. Законопроект, где будут прописаны эти механизмы, планируют внести в Госдуму уже в весеннюю сессию, рассказала «Парламентской газете» депутат Наталья Кувшинова.
Согласно инициативе, власти будут обязаны вынести этот вопрос на обсуждение, только если под ударом окажется единственный маршрут, доступный жителям.
«Когда отменяют маршрут в сельских районах, люди, как правило, пенсионного возраста, остаются без возможности доехать до больницы, социального учреждения и так далее», — обозначила проблему Кувшинова, которая представляет в Госдуме Алтай, Кемеровскую и Томскую области.
Если закон примут, региональные департаменты, ответственные за транспортное сообщение, должны будут спросить представителей органов местного самоуправления, перевозчиков и общественность о том, отменять ли поездки автобуса между определёнными пунктами. Выяснять позиции сторон будут в том числе через некоммерческие объединения и сходы граждан, пояснила депутат.
«Такой механизм в случае его детальной разработки позволит наладить, с одной стороны, общественный контроль, а с другой - тесную связь между перевозчиками, муниципалитетами, региональными властями и теми, кто проживает на территории», — убеждена она.
В других случаях, когда маршрут, например, захотят не закрыть, а изменить, сдвинув время отправления, решение смогут принимать без жителей.
«Если автобус будет ездить не по средам, а по пятницам и не в 10 утра, а в 12, может быть, слушание не имеет смысла устраивать, потому то это может быть связано с наличием транспортных средств у транспортной компании», — считает Кувшинова.
Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков сомневается в том, что будет просто наладить предлагаемое в законопроекте общественное обсуждение. По его мнению, останется возможность провести его с «нужными» людьми, которые примут продиктованное решение.
«В этих случаях власть должна сама принимать решение, но обязана предлагать альтернативу: закрыли маршрут, но предложили социальное такси, которое по заявке может довезти по небольшой цене», — убеждён Янков.
Он обратил внимание, что механизм, заложенный в инициативе, сможет заработать только в сельской местности, где будет понятно, кто ездит на конкретных автобусах, — жители местных деревень смогут выразить своё мнение на сходе.
Законопроект депутаты будут обсуждать с экспертами, представителями регионов и муниципалитетов и для каждого случая предусмотрят оптимальные механизмы общественного контроля и обратной связи с общественностью, рассказала Кувшинова. Поправки в Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» могут внести в Госдуму уже в весеннюю сессию палаты.
«В целом инициатива правильная, нужная и соответствует посылу президента, который говорит о доступности всех социальных услуг в самой отдалённой местности. Но важно, с одной стороны, не наломать дров и не утяжелить закон, а с другой стороны, не допустить случаев, чтобы единственный маршрут, необходимый жителям, отменялся», — сказала Наталья Кувшинова.
На сегодняшний день, по словам депутата, в Госдуму поступают жалобы от жителей, которых не то что не спросили, но даже и не уведомили о закрытии единственного автобусного маршрута. Вопросы есть и в крупных городах, например в Москве после реформы общественного транспорта, которая стартовала в 2015 году, больше нет некоторых рейсов, которые раньше осуществляли частные маршрутки».