Самую необычную станцию московского метро строили дважды
Ровно 60 лет назад, 12 января 1959 года в Москве открылся четырёхкилометровый участок Кировско-Фрунзенской (теперь Сокольнической) линии с двумя станциями. Если «Университет» — обычная станция глубокого заложения с пилонами, то «Ленинские горы» расположились на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста. Из-за «рационализаторства» с добавлением соли в бетон эту эффектную станцию потом пришлось закрывать на 19 лет и на рубеже веков реконструировать вместе с мостом.
Изначально для продления метро под Москвой-рекой хотели прорыть тоннель, но чтобы удешевить проект, решили перекинуть мост с низкого берега Лужников к Ленинским горам. Одновременно он служил и для автомобилей, автобусов и троллейбусов, которым отвели верхний ярус. Первоначальный проект из стали забраковали, предпочтя более экономный железобетонный. Среди его разработчиков был Константин Яковлев, который до этого с братом Юрием (он погиб в войну) успел спроектировать Смоленский метромост и Малый Каменный мост, станцию метро «Сокол». Силовые элементы соорудили из предварительно напряжённого железобетона: мощные домкраты предварительно растягивали элементы арматуры.
«Мостоотряд № 4» ударно построил мост всего за 19 месяцев. Строители работали и в жару, и в морозы, когда добавляли в бетон нитрат натрия, чтобы раствор не замерзал. Очень спешили успеть к Международному фестивалю молодёжи и студентов.
Из трёх альтернативных проектов станции выбрали тот, что был выполнен группой молодых архитекторов «Мосгипротранса» — Марком Бубновым, Михаилом Марковским, Александром Маркеловым, Борисом Тхором и Алексеем Рыжковым. За вестибюли отвечали Николай Демчинский и Вероника Алёшина. Длина станции стала рекордной — 270 метров, ширина платформы — 17,6 метров (при стандартных 12). Такие масштабы должны были помочь распределить потоки пассажиров со стадиона в Лужниках.
После помпезных станций сталинской поры «Ленинские горы» с витражным остеклением путевых стен, волнообразными железобетонными перекрытиями и инновационной облицовкой из светло-голубого пластика с алюминиевыми накладками стали своеобразным манифестом нового направления в архитектуре — модернизма.
Со стороны Ленинских гор от вестибюля наверх вела эскалаторная галерея — отдельно стоявшее здание по проекту Александра Стрелкова. Эскалатор даже «засветился» в фильме «Подсолнухи» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни.
Проблемы с мостом и станцией начались почти сразу — сказалась штурмовщина при строительстве. Разъедаемые солью металлические части каркаса сразу же стали ржаветь и увеличиваться в объёме, что разрушало конструкции изнутри и нарушало гидроизоляцию. В июле 59-го во время ливня грязная вода полилась прямо на пассажиров и поезда, а летом следующего года стали падать листы карниза из дюраля.
В октябре 1983 года станцию «Ленинские горы» закрыли для пассажиров — находиться на ней стало опасно. Сам мост потерял к этому времени 60 процентов несущей способности. К 1986 году были готовы обходные галереи для поездов, которые спроектировал Николай Демчинский.
До реконструкции станции-призрака руки у московских властей дошли только в конце 90-х. В проектном институте «Метрогипротранс» сделали совсем новый проект. Платформу раздвинули на три метра, а длину станционного зала с подходными коридорами увеличили до 284 метров. Архитекторами в этот раз стали Леонид Борзенков, Александр Вигдоров, Галина Мун, Наталья Расстегняева и Николай Шумаков. Повторно станцию открыли 14 декабря 2002 года под названием «Воробьёвы горы».
В конце 2010 года платформа станции стала выставочным пространством. Здесь установили 10 вращающихся витрин для временных экспозиций.
На очереди — восстановление эскалаторной галереи. На «ступенях» её крыши теперь хотят оборудовать смотровые площадки.
Фото: wikipedia.org