Самозанятым разрешат шашечки
Новый законопроект о такси повысит ответственность агрегаторов за безопасность пассажиров
Количество лицензий на такси будет ограничено, а дополнительные разрешения можно будет выкупить на аукционе. Причём агрегаторов обяжут нести солидарную ответственность с перевозчиком за причинение ущерба пассажиру в результате ДТП, а максимальная компенсация составит до двух миллионов рублей. Эти нормы содержатся в проекте профильного закона о такси (есть в распоряжении «Парламентской газеты»), который планируют сегодня внести в Госдуму.
Судимых не пустят к работе в такси
Законопроект о госрегулировании такси разработала группа депутатов и сенаторов во главе с вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком.
Как ранее рассказала «Парламентской газете» один из авторов документа, первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Людмила Бокова, законопроект направлен на решение накопившихся в отрасли вопросов. «Мы выступаем за налаженную систему контроля над водителями как со стороны служб заказа такси (агрегаторами), так и со стороны таксопарков», — пояснила она.
Согласно документу, к управлению легковым такси не допускаются лица, имеющие иностранные или международные водительские удостоверения. Общий водительский стаж работника должен быть не менее трёх лет. Он также обязан пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети субъекта Российской Федерации, где собирается работать.
Кроме того, путь в таксисты заказан гражданам с непогашенной или неснятой судимостью по тяжким или особо тяжким преступлениям. Запрещается брать на работу водителей, которые были лишены прав на управление автомобилем в течение шести предшествующих месяцев.
Самозанятые смогут легализоваться
Важно, что законопроект даёт возможность получить лицензию на такси не только юрлицам и индивидуальным предпринимателям, как сейчас, но и самозанятым гражданам.
«Сейчас в четырёх пилотных регионах зарегистрировалось более 300 тысяч самозанятых и каждый пятый из зарегистрировавшихся — водитель такси, — рассказала «Парламентской газете» Людмила Бокова. — Сейчас они обязаны оформлять ИП для получения разрешения на перевозки такси на свой автомобиль, а затем переводить его в налоговый статус самозанятого».
По её словам, людям приходится использовать посредников, чтобы легально попасть на рынок. «Эти посредники зарабатывают миллиарды рублей, — отмечает сенатор. — При этом их деятельность не оказывает никакого положительного эффекта на безопасность, а также на легальность с точки зрения налогов. Нужно дать людям возможность легализоваться».
По данным Минтруда, фактических самозанятых около 12 миллионов человек и значительная часть из них таксисты. При этом с 1 января 2020 года, когда налоговый эксперимент расширен на 19 новых регионов, их будет уже 23.
В таксисты через аукцион
В каждом субъекте местным законом может устанавливаться максимальное количество легковых такси, но оно не должно составлять менее 30 на каждую тысячу жителей этого региона. Если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превысит максимальный показатель, разрешения будут разыгрывать на аукционе.
В России также будет создан реестр такси и служб заказа. Все агрегаторы должны будут предоставить в этот реестр информацию о себе, а также адрес сайта в Интернете и наименование всех используемых приложений для мобильных устройств. За отсутствие такой информации граждан оштрафуют в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей, должностных лиц — от пяти до 10 тысяч рублей, юридических лиц — от 10 до 20 тысяч рублей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Для таксистов предложено создать цифровой профиль»
Если агрегатор передал заказ или предоставил доступ к информации о нём лицам, не получившим разрешение на работу в такси, его накажут. Размер штрафа, предусмотренный для граждан, от одной до трёх тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей, для юридических — от 100 до 200 тысяч рублей.
Если в течение года правонарушение повторится, штраф для граждан составит от трёх до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических — от 200 до 500 тысяч рублей.
При этом устанавливается, что службы заказа такси будут нести солидарную ответственность за вред, причинённый здоровью пассажира или его багажу в случае аварии или другого происшествия. В случае ДТП клиент такси сможет выбрать, с кого требовать компенсацию — с предпринимателя, онлайн-сервиса или обоих одновременно. Максимальный размер выплаты составит два миллиона рублей.
По мнению Андрея Турчака, это требование является главным условием работы агрегаторов. «Уровень цифровизации рынка таксомоторных перевозок сильно вырос, и службы заказа легкового такси, так называемые агрегаторы, теперь контролируют его более чем на 60 процентов. Они стали известными брендами, которые вызывают доверие у людей, но при этом практически не несут ответственности за безопасность пассажира во время поездки. Поэтому необходимо установить механизмы регулирования, которые будут учитывать тенденции развития отрасли, и в первую очередь ввести понятие «агрегатор» в правовое поле», — приводит его слова пресс-служба «Единой России».
Ещё материалы: Людмила Бокова, Андрей Турчак