С близорукостью разрешат идти в парашютисты
Как изменятся требования к состоянию здоровья военных летчиков и авиационного персонала
Людям с астигматизмом разрешат служить воздушными стрелками и прыгать с парашютом. Такие нововведения содержатся в поправках в Положение о военно-врачебной экспертизе, подготовленных Министерством обороны. Для части военных летчиков предложено серьезно упростить критерии физического здоровья. Проект постановления кабмина размещен на портале нормативно-правовых актов. О том, для чего это сделано, и как скажется на военной авиации в России в целом, рассказывает «Парламентская газета».
Без отрыва от боевых действий
Документ предполагает уточнение Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Правительством 4 июля 2013 года. Часть поправок, которые в нем содержатся, связаны с нюансами прохождения летчиками (а также представителями других «воздушных» специальностей) медицинских обследований — как первичных, так и повторных. По словам самих авторов документа, в числе прочего они являются откликом на новые обстоятельства, возникшие из-за СВО.
«Проектом постановления определяется особый порядок медицинского освидетельствования специалистов авиационного персонала, участвующих в контртеррористических, специальных военных операциях, вооруженных конфликтах и боевых действиях», — отмечается в пояснительной записке.
Так, например, согласно новой редакции Положения, авиационный персонал, который работает по трудовым договорам, теперь сможет проходить медобследование в любых учреждениях, если при них есть специальная врачебно-летная комиссия. Раньше это позволялось делать только в учреждениях, подведомственных Минобороны. А для авиаперсонала, участвующего в вооруженных конфликтах, боевых действиях, а также контртеррористических и специальных военных операциях, отменили обязательное требование проходить плановые обследования в стационаре. Со вступлением документа в силу это можно будет сделать амбулаторно, не тратя лишнего времени, но только с разрешения уполномоченного центра.
Вместе с тем новые поправки вводят множество изменений в так называемое расписание увечий, заболеваний — список патологий и отклонений, на которые следует обращать внимание во время медицинской экспертизы будущих летчиков.
С одной стороны — упростить, с другой — усложнить
Часть этих изменений направлена на ужесточение действующего регламента. Так, например, список инфекционных и паразитарных заболеваний, при которых летчику будет ставиться отметка «Не годен», пополнился эхинококкозом и альвеококкозом — заражением организма ленточными червями. При анализе патологий нервной системы медики теперь будут брать на карандаш поражения лицевого нерва, в том числе паралич лицевых мышц и расстройство жевательной мускулатуры. Особое внимание планируют уделять здоровью сосудов кандидатов. Так, в действующей версии расписания статус «Не годен» выдается, если у человека наблюдается стенозирование (сужение просвета) сонной артерии свыше 40 процентов. В новой редакции этот параметр конкретизировали: теперь к полетам не допустят со стенозированием от 30 до 50 процентов.
С другой стороны — влияние части патологий на результаты экспертизы существенно ослабили или вовсе исключили. Так, из новой редакции пропал пункт, регламентирующий степень близорукости или дальнозоркости у воздушных стрелков и парашютистов:
«Специалисты авиационного персонала из числа воздушных стрелков и парашютистов, освидетельствуемые […] признаются не годными к полетам и парашютным прыжкам при близорукости и дальнозоркости выше 2,5 диоптрии, астигматизме любого вида более 1,5 диоптрии на одном или обоих глазах».
Кроме того, раньше к управлению самолетами и вертолетами, а также к прыжкам с парашютом не допускали тех, кто в течение пяти лет до момента медосмотра имел хотя бы один эпилептический припадок, но при этом располагает заключением от врача о том, что такого больше не повторится. Из новой редакции этот пункт также исключили.
Читайте также:
• В Росавиации объяснили, в каких случаях пилотов с ВИЧ не допустят к полетам
«Снижается здоровье популяции»
В целом, говорят специалисты, в таких послаблениях нет ничего страшного. Более того, требования к здоровью летчиков (в том числе военных) постепенно понижают вот уже на протяжении нескольких лет, потому что это продиктовано объективной реальностью.
«Существует такое понятие, как снижение популяционной нормы, — пояснил в беседе с «Парламентской газетой» генерал-майор авиации в отставке, экс-заместитель председателя Государственного комитета обороны РСФСР Александр Цалко. — Это означает, что с течением времени в популяции постепенно снижается количество полностью здоровых представителей. Даже в мое время — в шестидесятые годы — из полутора тысяч кандидатов до летного училища добирались хорошо если двести. Остальные отсеивались на этапе многочисленных медкомиссий. Сейчас же, я думаю, не имеющий вообще никаких отклонений и патологических состояний человек, даже в молодом возрасте, — вообще исключительно редкий кадр».
Кроме того, по словам Цалко, в наши дни некоторые физические особенности человека с успехом заменяет развившаяся техника. Так, например, сложные навигационные комплексы, которыми оснащаются современные самолеты (в особенности боевые), вполне способны взять на себя часть человеческих функций.
«Наконец, некоторые специальности в принципе стали достаточно редкими, — констатировал эксперт. — Тех же воздушных стрелков, например, сейчас дефицит, потому что их с успехом заменяют автоматические установки».