С 1 марта водители будут дышать в трубочку по-новому
Пройти освидетельствование можно и без понятых, но под видеозапись
Если у водителя пахнет изо рта, нарушена речь или походка, дорожный инспектор должен доставить его к месту проведения медосвидетельствования, говорится в новом порядке проверки на алкоголь, который вступает в силу 1 марта. Без поездки к врачу можно обойтись, если водитель согласится дыхнуть в трубочку поверенного алкотестера и не станет спорить с результатом. Как будут освидетельствовать на алкоголь по новым правилам, узнала «Парламентская газета».
0,16 — уже много
Прежний порядок проверки водителей на алкоголь действовал с 2008 года и истекал к марту 2023-го, поэтому кабмин принял новый документ. Изменений в нем не так много. Освидетельствование на алкоголь разрешено проводить на месте, основаниями для него могут служить характерный запах изо рта, нарушение речи, неустойчивость тела, резкое изменение цвета лица или поведение, не соответствующее обстановке.
Инспектор должен использовать алкотестер утвержденного типа, который обеспечивает запись результатов на бумажном носителе. Сейчас сотрудник демонстрирует целостность клейма, а по требованию водителя предъявляет свидетельство о поверке либо техпаспорт прибора. С 1 марта достаточно сообщить автомобилисту, что сведения об алкотестере есть в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.
Прибор фиксирует факт употребления алкоголя в результате анализа выдыхаемого воздуха. Алкотестер должен показать наличие этилового спирта в концентрации более 0,16 миллиграмма на один литр воздуха. В этом случае инспектор зафиксирует нарушение.
Доставить, то есть отвезти
Освидетельствование проводят в присутствии двух понятых и под протокол. Без свидетелей можно обойтись, если экипаж ДПС использует видеорегистратор — это записано в КоАП, но отсутствует в действующем порядке проверки на алкоголь. В новом документе ситуацию исправили.
Если водитель отказался дышать в трубку или не согласен с результатом, его направят в медучреждение. Еще одно основание ехать к доктору: прибор показал отрицательный результат, но полицейский уверен, что водитель пьян. Инспектор обязан доставить, то есть отвезти, водителя к месту проведения освидетельствования.
Отказ от первичной проверки не влечет за собой каких-либо последствий, а вот уклонение от медосвидетельствования приравнивается к пьяному вождению. На первый раз это обернется для водителя лишением прав и штрафом на крупную сумму. Повторное нарушение уже грозит уголовным наказанием.
Читайте также:
• Российский авторынок становится все более «китайским» • Госдуму попросят разрешить тратить маткапитал на иномарки
Проскочить не получится
Спорить с инспектором на дороге — бесполезно. Но если водитель считает, что его зря подозревают в пьяной езде, отказываться от прохождения положенных при этом процедур ему не стоит, посоветовал защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов. Необходимо, по его словам, зафиксировать происходящее на видео, что не запрещено, но нужно быть готовым, что весь процесс с понятыми может занять не меньше часа, а медосвидетельствование — и того дольше. Причем за отрицательный результат не предусмотрено никакой компенсации.
Изменения в правила освидетельствования оставят водителям минимум шансов оспорить постановление о нахождении за рулем в пьяном виде, сказал «Парламентской газете» автоэксперт Игорь Гуреев. Проверка сведений об алкотестере является одним из обязательных пунктов адвокатов, которые защищают водителей в подобных делах. Наличие данных в федеральной базе сделает опротестование по этому пункту практически невозможным.
И еще. Во вступающем в силу документе отсутствует пункт о порядке оформления результатов медосвидетельствования. Но и здесь проскочить не получится: эти нормы закреплены в отдельном приказе Минздрава и действуют с 2019 года.
Где больше всего «пьяных» ДТП
Аварии с участием пьяных водителей, по статистике МВД, чаще происходят в мае и летом, по субботам, воскресеньям, праздничным дням, а также за день до и после выходных. Пик аварийности приходится на период с 17 часов до полуночи, 65,7 процента ДТП происходит в населенных пунктах, почти половина — в городах. Мужчины составляют 94 процента всех участников пьяных ДТП, а самая распространенная возрастная категория попадающих в аварии — 30-39 лет.
В Общественной палате РФ на днях представили рейтинг регионов с наименьшим количеством пьяных ДТП. В основе расчета — соотношение численности населения и количества ДТП с пьяными водителями на сто тысяч человек. За 2021 год в Чукотском автономном округе не произошло ни одной такой аварии, поэтому итоговый показатель составил ноль. Второе место с показателем 2,72 заняла Чечня, третье (2,87) — Дагестан. Наибольшее количество аварий зафиксировали в Туве — показатель 67,25, Республике Алтай — 57,06, Забайкальском крае — 40,41.
Интересно, что в рейтинге движения «Трезвая Россия» за прошлый год самыми «пьющими» назвали Сахалинскую и Курганскую области, а также Чукотский АО. В последнем, хочется верить, живут очень сознательные люди, которые не позволяют себе рулить подшофе. В отношении самых «трезвых» субъектов РФ вопросов не возникает: рейтинг возглавляют Чечня, Дагестан и Ингушетия. При расчетах, по словам лидера «Трезвой России», депутата Госдумы Бийсултана Хамзаева, используют данные о числе россиян, которые умерли от отравления алкоголем или состоят на учете с соответствующими диагнозами.
Ещё материалы: Бийсултан Хамзаев