И не только потому, что его настойчиво продвигал глава Росрыболовства Андрей Крайний, которого Следственный комитет РФ заподозрил в «служебном подлоге» и возбудил против него уголовное дело. Правительственный документ затронул интересы 15 миллионов россиян, занимающихся любительской рыбной ловлей… Специально для «РФ сегодня» экспертную оценку представленного законопроекта дал член Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Георгий КАРЛОВ.
— Никто не спорит о том, что законопроект на эту тему нужен давно. Вопрос лишь в том, как он уравновесит интересы государства и обычного человека. Норма правительственного документа о том, что общая площадь платных участков не должна превышать 10 процентов общего водного фонда России, на мой взгляд, логична. Особенно с учетом того, что в основном это услуги спортивной и развлекательной инфраструктуры. Ведь процент платных услуг мы имеем сегодня практически везде — и в медицине, и в образовании, и в культуре.
Вопрос прав граждан на бесплатную рыбалку в традиционных местах лова Центральной части России законопроектом в целом урегулирован. Но в некоторых рыбацких регионах дело обстоит не так однозначно. В регионах к проекту закона «О любительской рыбалке» вопросов много. Большая их часть имеет исключительно региональную специфику. И передача части федеральных полномочий на уровень субъектов Федерации устранила бы многие разногласия.
Проанализирую ситуацию на примере Сахалинской области, которую я представляю в парламенте. Прежде всего, отмечу: местному населению рыбачить по новому законопроекту будет недешево. В нем определен перечень из 14 ценных видов рыб, вылов которых осуществляется по именным разрешениям рыболова. Установлена плата за выдачу бланка такого именного разрешения в размере 200 рублей. Определены ставки сбора за единицу каждого объекта промысла из данного перечня. Их размеры колеблются от 35 до 476 рублей за одну пойманную рыбу. В разрешении будет указана суточная норма вылова по каждому объекту промысла, если срок действия разрешения не ограничен одними сутками.
Однако из текста правительственного документа не ясно, как часто будет необходимо получать именное разрешение, а соответственно и платить за его выдачу. К примеру, в Сахалинской области практика показывает, что путевки на вылов тихоокеанских лососей (аналог индивидуальных разрешений) выдаются на одни сутки в день лова, то есть практически менее, чем на сутки. Путевки на срок более одних суток не выдаются, хотя это нигде не запрещено. Есть все основания предполагать, что эта практика будет полностью перенесена на выдачу индивидуальных разрешений, только уже с платой 200 рублей за каждый бланк.
Несколько слов о перечне ценных рыб, которые разрешено вылавливать по именным разрешениям. В нем названа горбуша, которая на территории Сахалинской области является одним из самых массовых видов рыб и главным объектом любительского рыболовства. Процент его вылова не оказывает существенного влияния на численность запасов этой рыбы. В том же перечне состоят такие редкие виды, как микижа, нельма, таймень, записанные в Красную книгу России.
Очевидно, что на Сахалине горбуша должна быть исключена из этого перечня. Зато в перечень водных биоресурсов, вылавливаемых по «именным разрешениям рыболова», попал сахалинский таймень, занесенный в Красные книги Сахалинской области, Российской Федерации и Красную книгу Международного союза охраны природы как вид, находящийся на грани исчезновения. Большинство экспертов считают: состояние данного вида на Сахалине и Курилах близко к катастрофическому. И коммерциализация ловли сахалинского тайменя, находящегося на грани исчезновения, — это преступление. Необходимо исключить из законопроекта нормы, разрешающие его вылов. На том же настаивает и Сахалинский рыболовный клуб «Сахалин — Курилы».
Организация провела экспертизу законопроекта. В ее заключении говорится о том, что правительственный документ предусматривает ставки сборов за водные биоресурсы для рыболовов-любителей на порядок выше аналогичных для рыбаков-промышленников. За вылов одной горбуши промышленники платят государству 7 рублей, а с любителей предполагается взимать 35 рублей. За одну штуку симы промышленники платят 9 рублей, а любителям она обойдется в 90 рублей. Кижуч для промышленников стоит 15 рублей, а для любителей будет 150 рублей. По остальным видам картина такая же.
Данное положение не приемлемо. Ставки сбора за водные биоресурсы должны быть едины как для промышленной добычи, так и для любительского рыболовства, а их величину следует понизить в 10 раз. Во столько же следует снизить величину платы за выдачу бланка разрешения рыболова. Либо предусмотреть внесение платы за выдачу именного разрешения рыболова один раз в год сроком действия в течение этого времени.
Большой интерес для жителей Сахалинской области представляет статья 12, которая предусматривает возможность выдачи физическому лицу именного разрешения рыболова для осуществления любительского рыболовства вне рыболовного участка. Данная статья дает возможность вылова тихоокеанских лососей за пределами рыбопромыслового участка, но законопроект не определяет, кому и на каких условиях будут выдаваться такие разрешения. Споры идут и вокруг статьи 21 проекта закона. В соответствии с ней все договоры о предоставлении рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства, заключенные до вступления в силу Федерального закона, подлежат расторжению в одностороннем порядке, если не соответствуют хотя бы одному из условий, установленных частью 1 спорной статьи. К таким условиям относятся площадь рыболовного участка и виды водных биоресурсов, обитающие в границах такого участка.
В ныне действующих договорах о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства в Сахалинской области вообще не указаны какие-либо виды водных биоресурсов, которые разрешено вылавливать. Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 21 проекта закона все действующие договоры пользования рыбопромысловыми участками для организации любительского и спортивного рыболовства на территории Сахалинской области будут досрочно расторгнуты в одностороннем порядке. Такая ситуация не приемлема, ибо провоцирует социальное напряжение.
В готовящемся проекте закона, к сожалению, ничего не сказано о том, что рыбопромысловые участки, в соответствии с частью 3 статьи 18 действующего закона «О рыболовстве», разрешается использовать в нескольких целях, в том числе для организации любительского рыболовства. В Сахалинской области на сегодняшний день таких участков — 21, и их сохранение в таком качестве очень важно для людей… И надо понимать, что для жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера удочка — средство не отдыха, а добычи пропитания.
Подготовил Павел АНОХИН