Рукавишникова заявила о необходимости единого алгоритма учета бесхозного имущества
Выявление и постановка на учет заброшенных объектов в регионах является для органов власти сложным процессом, алгоритм действий которого не закреплен в федеральном законодательстве. При этом в регионах «в один голос говорят, что в этой сфере необходимы нормативные правовые акты федерального уровня». Об этом 15 сентября заявила первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова на семинаре-совещании в палате регионов, посвященном вопросам учета бесхозяйного и выморочного имущества.
Она отметила, что для муниципалитетов вопросы выявления, учета и дальнейшего использования брошенных домов, квартир, земельных участков и другого имущества, которые становятся часто прибежищем для бродяг и криминальных элементов, представляют серьезную проблему. «Особую остроту она приобрела на сегодняшний день именно «на местах», в городских и сельских поселениях, отдаленных и малонаселенных пунктах, отчасти — в северных районах страны», — заметила сенатор.
Рукавишникова напомнила, что действующий Гражданский кодекс РФ в статье 225 закрепляет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен (в ряде случаев это имущество, от права собственности на которое собственник отказался). Выморочным, согласно статье 1151 ГК РФ, является имущество, которое после смерти собственника по той или иной причине никем не наследуется.
«Приобретение бесхозяйного имущества в государственную или частную собственность позволяет вовлечь его в хозяйственный оборот и пополнить за счет его использования доходы муниципального и регионального бюджетов. При этом право собственности на такое имущество может быть признано только судом. И для этого, когда дело касается недвижимости, объект должен быть принят на учет Росреестром», — пояснила сенатор.
Так как вовлечение в хозяйственный оборот объектов бесхозяйного и выморочного имущества невозможно без его признания и постановки на учет, насущной необходимостью, как считает она, «является совершенствование правовых механизмов и организационных алгоритмов учета такого имущества». «Практика показывает — даже само выявление подобных объектов является сложным процессом и для государственных, и для муниципальных органов власти, поскольку соответствующий алгоритм действий не закреплен в федеральном законодательстве», — заявила Рукавишникова.
На сегодняшний день, как рассказала сенатор, многие регионы и муниципалитеты приняли по указанным вопросам свои нормативные акты, методические рекомендации. Это сделали, в частности, в Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Ростовской областях. «Однако в регионах в один голос говорят, что в этой сфере необходимы нормативные правовые акты федерального уровня», — заявила она.
Она также обратила внимание, что серьезной проблемой, с которой сталкиваются местные власти при организации работы с бесхозяйным недвижимым имуществом, является отсутствие четкого алгоритма получения оперативной информации о соответствующих объектах.
«По имеющейся у нас информации, еще в 2019 году Министерству юстиции РФ было поручено разработать и внести в Правительство РФ проект нормативного правового акта о порядке выявления выморочного имущества. Однако на сегодняшний день указанный документ не разработан», — отметила она.
Читайте также:
• В России хотят создать команду спасения для «бесхозных» домов • Минтранс решит, какие затонувшие корабли нужно поднять со дна
Ещё материалы: Ирина Рукавишникова