Рукавишникова: отказ от искусственного интеллекта в правовом мониторинге тормозит законодательный процесс
В настоящее время созданы все предпосылки для внедрения цифровых технологий, включая искусственный интеллект, в правовую сферу. Об этом заявила первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, замглавы Совета по развитию цифровой экономики при палате регионов Ирина Рукавишникова на семинар-совещании в верхней палате.
Выступая модератором обсуждения, посвященного возможности использования технологии искусственного интеллекта для проведения процедур правового мониторинга и анализа правовой информации, она отметила, что в настоящее время созданы все предпосылки для внедрения цифровых технологий в правовую сферу.
«Однако следует признать, пока такие перспективные возможности не получили должного развития на практике, и это существенно тормозит законодательный процесс, в том числе развитие законодательных практик», — заявила Рукавишникова.
В качестве примера она привела работу над новой редакцией Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая ведётся с 2019 года. «Как непосредственный участник этой работы могу признать, что наличие систематизированной и полноценной аналитической информации о правоприменительной практике действующего КоАПа значительно ускорило бы процесс подготовки нового кодекса. Сейчас такая информация разрознена, мониторится и обобщается отдельными правоприменительными органами по разным параметрам, что не создаёт целостной картины правоприменения», — рассказала сенатор.
Читайте также:
• Обратиться к омбудсмену можно будет через портал госуслуг • Крашенинников оценил проект о переводе судебных процедур в онлайн-режим
Ещё в ноябре 2017 года департамент проектной деятельности Правительства представил Концепцию поэтапной цифровизации правовой системы с помощью современных технологий во главе с искусственным интеллектом. Первым этапом обозначено выявление устаревших, неработающих норм и их корректировка, вторым — создание электронных кодексов, единых нормативных документов, различные части которых принимаются различными уровнями власти в соответствии с их компетенцией, третьим — создание автоматизированной системы поддержки правовых решений на основе искусственного интеллекта.
Указом президента от 10 октября 2019 года № 490 утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, в которой определены широкие возможности его использования в различных сферах жизнедеятельности — в экономике, социальной сфере, государственном секторе. А в паспорте нацпроекта «Цифровая экономика РФ» одной из задач федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» определяется поэтапная автоматизация отдельных процессов нормотворчества и формирования правоприменительной практики, включая внедрение механизмов формирования и использования машиночитаемых норм, технологий искусственного интеллекта, обработки больших данных и других перспективных технологий.