Все о пенсиях в России

вчераДепутат Бессараб: Вернуть прежний пенсионный возраст пока невозможно

01.01.2025В России в 2025 году будут увеличены зарплаты бюджетникам

01.01.2025Страховые пенсии работающим и неработающим пенсионерам проиндексируют на 7,3%

Рождество Христово: как встречают праздник в зоне СВО

Военный священник рассказал об устройстве подземных храмов для бойцов

06.01.2025 00:00

Автор: Никита Вятчанин

Рождество Христово: как встречают праздник в зоне СВО
  © Артур Новосильцев / АГН Москва

В России православные христиане встречают Рождество в ночь на 7 января, совершая в храмах праздничную литургию. Об истории праздника, что он означает для российских парламентариев, как связан с их семейными событиями, как встречают праздник в зоне специальной военной операции — в материале «Парламентской газеты».

История праздника

В этом году минует 2025 лет с того момента, когда, согласно Священному писанию, Дева Мария и ее муж-обручник Иосиф пришли по велению кесаря Октавиана Августа в город Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения. Мария уже носила в себе ребенка, о чем ее заранее известил архангел Гавриил, чему посвящен другой большой христианский праздник — Благовещения. Но в тот день для Богородицы и Иосифа не нашлось места на переполненных постоялых дворах, и им пришлось ночевать в пещере, которая служила местом укрытия для скота.

Путин поздравил ряд зарубежных лидеров с Новым годом и Рождеством

Именно в эту ночь Мария родила младенца Иисуса. Сразу после родов она спеленала его и положила в ясли, то есть в кормушку для скота. Вскоре в пещеру пришли находившиеся неподалеку пастухи, которым ангелы возвестили «великую радость» о том, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь». А чуть позже к месту Рождества подошли волхвы — мудрецы-звездочеты с Востока, которые увидели движение яркой звезды, после названной Вифлеемской. Эти ученые мужи принесли Богомладенцу дары-символы: золото как царю, ладан как Богу и смирну — как тому, кто пострадает за грехи мира.

В России Рождество встречают в ночь на 7 января — как правило, в храмах служат две праздничные Божественные литургии: в полночь и в девять утра. После наступает время Святок — это десять дней до 17 января, когда принято ходить друг к другу в гости и преподносить подарки.

Традиция украшать праздничную елку и прятать под ней подарки появилась именно на Рождество — она пришла в Российскую империю в 1830-х годах. После революции 1917 года большевики запретили елку как «дворянский пережиток». Но уже в 1935 году елку вернули как символ новогодних торжеств.

Проповедник, протоиерей Дмитрий Смирнов, умерший в 2020 году, называл Рождество одним из главных событий в истории человечества, наряду с созданием Богом человека и Воскресением Христа. В одной из своих проповедей он говорил, что с тех пор, как Спаситель пришел в наш мир, «каждый живущий на земле поставлен перед выбором: принимает ли он Иисуса Христа как Бога и каждое его слово как истину в последней инстанции, или не принимает, или принимает выборочно ту малую часть, которая ему удобна, и в зависимости от этого строит свою жизнь». «В день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, а не хочет быть просто животным или растением, неплохо задуматься о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже. И что от этого главного мирового события просто так отмахнуться невозможно», — говорил в своих проповедях священник.

Катакомбные традиции

С начала специальной военной операции патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создать команду священников для окормления военных в зоне СВО. Как рассказал «Парламентской газете» один из постоянных участников этой команды, протоиерей Сергий Попов, наши клирики перед отправкой проходят специальную подготовку, включая курсы тактической медицины и первой медпомощи себе и бойцам. По его словам, среди бойцов много верующих людей, которые на время оторваны от родного дома и от храмов, куда они привыкли ходить и молиться. Поэтому нахождение священника в зоне СВО оказывает военным очень важную духовную поддержку.

«В моей священнической практике бывали случаи, когда ребятам необходимо было исполнить сложную боевую задачу, и воодушевляющей силой для ее решения являлся не только замполит части, но и священник, который помогал ребятам собраться, вместе помолиться с ними. Вкупе это способствовало тому, чтобы очень сложные приказы командования были в итоге выполнены», — рассказал отец Сергий.

Он отметил, что отслужить полную праздничную службу прямо на передовой практически невозможно. «Поэтому священник старается приехать к ребятам на позиции, рассказать о церковном событии и главное — приобщить бойцов Святых Христовых Тайн. Без этой поддержки, без Божией благодати нести воинский долг очень и очень тяжело, да практически невозможно», — уверен отец Сергий.

Он рассказал, что сейчас в зоне СВО есть хорошая практика — на полигонах устраивают подземные храмы по аналогии с катакомбными церквями первых христиан. В них воздвигают алтарь, ставят престол, и в таких подземных храмах военные священники стараются чаще совершать литургию, приглашая как можно больше военных на такие службы.

«Чаще всего мы делаем это ночью — для обеспечения безопасности ребят. И они с большой благодарностью относятся к этому. Подразделений, где военные желают принять участие в церковных таинствах и просто поговорить и посоветоваться со священником, очень много», — рассказал военный священник.

Священник заметил, что Рождеством начинается земной путь Христа, который пришел, согласно Евангелию, в мир, чтобы принести себя в жертву за людей, взять на себя грехи мира и открыть для каждого прямую дорогу в Царство Божие. «Об этом мы говорим и ребятам на СВО: их жертвенность, служба, даже их возможная гибель является той особой формой любви, о которой Христос в Евангелии говорит, что нет выше той любви, когда человек положит жизнь свою за ближнего своего. И на СВО эта мысль особенно остро ощущается, — все ребята, которые несут там службу, отлично это понимают. Потому Рождество Христово для них является особо значимым и светлым праздником», — полагает священник.

Он отметил, что рождественская молитва за наших воинов «безусловно поможет им в несении их военной службы». «Отрадно, что сам Президент России в своем обращении ко всем россиянам в конце года объявил, что он верит в Бога и что Бог с нами. Как человек, который многажды посещал зону СВО, могу свидетельствовать — это утверждение есть в сердцах и душах наших бойцов», — заявил он.

Шанс на новое рождение

В российском парламенте считают Рождество одним из главных праздников в году. Как рассказал «Парламентской газете» замглавы Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов, для него этот праздник «равновеликий с праздником Пасхи». «Это день, когда каждый из нас для себя начинает понимать — это тот самый момент, когда родился Спаситель мира. И это очень символично для любого человека, потому как каждый из нас, родившись в любом месте земного шара, может стать тем, кто внесет серьезный вклад в добрые начинания», — считает Милонов.

Читайте также:

• Депутат Наумов: Длинные январские каникулы должны объединять семьи • В Госдуме представили новогодние игрушки детей соотечественников из более 70 стран

Депутат поделился размышлением, что в праздник Рождества каждый христианин «как будто заново рождается и преображается, чтобы нести в мир правильные вещи». Он рассказал, что встретит праздник на ночной службе в православном храме. «Это совершенно удивительный, волшебный праздник, и все нормальные люди по всему миру его отмечают», — уверен Милонов.

А бывает и так, что Рождество прочно связано с главными семейными событиями. Так произошло в семье зампредседателя Совета Федерации Константина Косачева, о чем он рассказал «Парламентской газете»: «У нас этот праздник навечно связан с днем рождения моего отца, Иосифа Косачева. Хотя на самом деле он совершенно точно не родился 7 января». Сенатор пояснил, что его отец родился в 1931 году в глухой русской деревне в Удмуртии в семье староверов. И все, что помнили его родители к моменту, когда надо было получать паспорт, — это то, что он родился в ночь на новый год. «Но никто не мог точно сказать, по старому или по новому стилю: то ли 1 января, то ли 14-го. И, чтобы не ошибиться, ему записали в паспорт дату рождения 7 января. День Рождества Христова», — рассказал Константин Косачев.

Уже в наши дни в семье Косачевых выяснили, что их предок Иосиф точно родился в день 1 января. А свое имя он получил в честь святого Иосифа Обручника, мужа Девы Марии, который присутствовал при Рождестве Христовом в древнем Вифлееме, а после, будто забыв о своей старости, взял на себя всю заботу о Богородице, помогая ей во всех нуждах, и Богомладенце, которого, согласно преданию, Иосиф обучал плотницкому ремеслу.