Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Ростехнадзору хотят вернуть контроль за безопасностью лифтов и эскалаторов

Сейчас подъемники остаются, по сути, бесхозными, и аварий с ними не становится меньше

05.12.2022 00:00

Автор: Мария Соколова

Законопроект: № 143986-8

Ростехнадзору хотят вернуть контроль за безопасностью лифтов и эскалаторов
  © Тимур Ханов/ПГ

До 1 июля 2021 года за использование и содержание опасных технических устройств в зданиях отвечал Ростехнадзор. Затем с ведомства сняли эти полномочия, в итоге лифты остались безнадзорными. Сейчас за ними обязаны следить только управляющие компании, заключившие договор с лифтовой организацией, но часто они этого не делают, пытаясь сэкономить. В итоге лифты ломаются и иногда даже падают. Сенаторы предложили исправить ситуацию и с 1 марта 2023 года вернуть Ростехнадзору контроль за безопасностью подъемников. Такой законопроект Госдума планирует рассмотреть во втором чтении 7 декабря.

За соблюдением техрегламентов некому следить  

Документ, принятый в первом чтении 21 сентября, разработан группой сенаторов во главе с председателем Комитета Совфеда по экономической политике Андреем Кутеповым. В проекте идет речь не только о лифтах, но и подъемных платформах для инвалидов, движущихся пешеходных дорожках и эскалаторах, за исключением установленных в метрополитене.

Обязательные требования к использованию и содержанию таких устройств установлены техрегламентами Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования». В статье 14.43 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушения при проектировании, производстве, монтаже, наладке, эксплуатации и утилизации подъемных устройств. Для граждан это штраф 1—2 тысячи, для должностных лиц — 10—20 тысяч, для компаний — 100—300 тысяч рублей. Если несоблюдение правил привело к вреду жизни или здоровью людей или животных, имуществу, окружающей среде или создало такую угрозу, физлицам придется заплатить 2—4 тысячи, чиновникам — 20—30 тысяч, компаниям — 300—600 тысяч. За повторное  нарушение максимальный штраф — миллион рублей. Но сейчас назначать штрафы некому, 1 июля 2021 года из законодательства исключили правовые основания для госнадзора.

«В связи с отсутствием законодательных оснований в настоящее время государственный контроль за соблюдением обязательных требований к эксплуатации опасных технических устройств зданий и сооружений не осуществляется, что создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан», — сказал «Парламентской газете» Андрей Кутепов.

Андрей Кутепов © пресс-служба Совета Федерации

Сейчас за лифты отвечают управляющие компании (УК). Они обязаны заключить договор с лифтовой организацией, сотрудники которой будут периодически проверять подъемник и ремонтировать его при необходимости. Но, как ранее пояснила нашему корреспонденту зампред Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, часто УК хотят сэкономить и не заключают такие договоры. В результате лифты остаются безнадзорными и в них часто случаются аварии.

Например, 7 ноября 2022 года в Иркутске в жилом доме лифт, в котором находилась семья с ребенком, сорвался с четвертого этажа. 30 июня в Мытищах из-за рухнувшего в офисе лифта пострадали шесть человек. В Махачкале 8 апреля лифт сорвался в торговом центре, две женщины получили переломы. 13 января в Москве из-за падения подъемника в «Президент-отеле» погибли двое рабочих.

Читайте также:

• Сергей Пахомов: Введение новых правил оплаты общедомовых нужд следует притормозить • Многоквартирные дома могут остаться без управления с 2023 года

Проверки будут внеплановыми

Чтобы люди не боялись пользоваться лифтами в своих домах, офисах, торговых центрах, сенаторы предложили вернуть государственный контроль в эту сферу. Как пояснил Андрей Кутепов, эти полномочия хотят вновь вернуть Ростехнадзору. «Для этого не потребуется дополнительное финансирование», — подчеркнул сенатор. Он добавил, что законопроект позволит выполнить международные обязательства России, предусмотренные Договором о Евразийском экономическом союзе. Согласно этому договору, в законодательстве государств ЕАЭС необходимо определить правила госконтроля.   

Предусматривается, что проверят как изготовителей, так и компании и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих лифты. При этом проверки могут быть внеплановыми.

Как сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, руководитель думской рабочей группы по лифтам Сергей Пахомов, в этой сфере не должно быть законодательного вакуума. По его словам, отсутствие государственного надзора может привести к росту доли фальсификата на рынке, снижению качества и безопасности лифтов в жилых домах. «Кто-то должен следить за состоянием беспокойного лифтового хозяйства и принуждать управляющие организации делать страховку на лифт и проводить ежегодное техосвидетельствование не только на бумаге. Этот «кто-то» — инспектор Ростехнадзора, обладающий достаточными знаниями», — подчеркнул депутат. Планируется, что госрегулирование в этой сфере вернется с 1 марта 2023 года.

Чтобы лифты стали безопаснее, надо не только следить за их работой, но и ремонтировать и менять старые устройства, отслужившие свой срок — это максимум 25 лет. Как пояснил Сергей Пахомов, до февраля 2025 года в России следует заменить 93,6 тысячи лифтов. Из них 66,9 тысячи работают уже с истекшими сроками службы, а у 26,7 тысячи он закончится к 2025 году. В планы замены по региональным программам капремонта входит 45,8 тысячи лифтов, но достаточных средств на это нет, сообщил депутат. «По нашей оценке, на замену всего необходимого количества лифтов потребуется около 360 миллиардов рублей в течение 3—5 лет», — сказал Пахомов. Сейчас в программы капремонта заложена только четверть этой суммы.

Также в Госдуме настаивают на том, чтобы вернуть Ростехнадзору контроль за тепловыми установками и котельными. Сейчас инспекторы следят за порядком только в крупных котельных, а небольшие объекты остаются без внимания — на них соблюдение всех нормативов и правил остается на совести собственников, отметил Пахомов.