Все о пенсиях в России

два дня назадМинимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

Российскому кино нужен шанс. От государства

Почему российские фильмы сегодня не так востребованы за рубежом, как советские?

03.06.2017 00:01

Автор: Ксения Редичкина

Российскому кино нужен шанс. От государства
"Особо опасен", 2008 год

Как сделать, чтобы наш зритель голосовал рублём не только за голливудские блокбастеры, но и за фильмы отечественных режиссёров? Ответы на эти вопросы попыталась найти наш корреспондент.

Так уж сложилось, что признанным лидером в мировой киноиндустрии был и остаётся Голливуд. Американский кинематограф изначально спроектирован как отрасль культуры, как важнейший фактор существования американского общества, а не просто как одна из сфер производства. Он продолжает удерживать занятые позиции во многом благодаря тому, что поддерживается государством.

Помочь кинематографу — дело государства?

Конечно, государственная поддержка кинематографа осуществляется и в России, хотя у нас и бытует мнение, что эту сферу должен регулировать рынок. Тем не менее в производстве кино действуют дотации. Как косвенные, в виде освобождения от налогов, так и прямые — финансирование из бюджета. Но достаточные ли это меры?

Во Франции, например, государство ввело квоты. Там доля отечественного кино в прокате составляет около 30 процентов — и это единственная европейская страна, сохранившая собственный кинематограф как отрасль и как индустрию.

"Сталинград", 2013 год

Китай же пускает на свой огромный кинопрокатный рынок лишь 35 иностранных картин в год. Более того, страна выплачивает инос­транному производителю только 25 процентов от кассовых сборов. При этом в Поднебесной осуществляется регулирование дат выхода фильма в прокат. То есть американский блокбастер может демонстрироваться только тогда, когда в прокате нет китайского или китайский уже собрал всё, что нужно.

В России в 2010 году создали Фонд кино, начали как-то поддерживать продюсеров, а не только режиссёров. Это лучше, чем было в ­1990-е и 2000-е. Но этого недостаточно. И не только в финансовом смысле. Хотя вся государственная поддержка кинематографической отрасли в России сегодня по сумме средств равна бюджету одного американского блокбастера.

Французы любят наше кино

В 2016 году сборы российского кино в прокате за рубежом выросли вдвое и достигли 35 миллионов долларов — рекордного показателя за последние пять лет. В первую тройку вошли «Хардкор», «Он - дракон» и «Экипаж».

В 2016 году Роскино впервые получило поддержку Министерства культуры РФ и организовало 11 мероприятий в семи странах мира, представив на ведущих международных кино- и телерынках 55 российских кино- и телепроизводящих компаний на стенде ROSKINO — Russian Cinema Worldwide. На девяти рынках в общей сложности было презентовано 76 национальных фильмов и телевизионных сериалов.

Общая сумма продаж национальных фильмов на стенде ROSKINO по итогам девяти кинорынков в 2016 году — 19,6 миллиона долларов. При этом совокупный бюджет девяти стендов ROSKINO за 2016 год составил 520 тысяч долларов, рекламный бюджет на продвижение фильмов на девяти международных рынках - более 200 тысяч долларов.

"Волкодав из рода Серых Псов", 2006 год

Доходы небольшие и, конечно, не идут ни в какое сравнение с тем, сколько зарабатывают голливудские блокбастеры по всему миру, включая и нашу страну. Сейчас отечественное кино за границей знают плохо. И даже фестивали, на которых время от времени завоёвывают призы российские картины, не способствуют повышению к ним интереса.

Нет единой структуры, которая бы занималась продвижением российского кино в странах Европы и Америки. Так, «Фауст» Александра Сокурова, триумфатор 68-го Венецианского кинофестиваля, вполне мог если не стать хитом массового кино, то хотя бы достичь целевой аудитории. Но, увы, в Европе лишь несколько десятков тысяч французов и итальянцев удалось привлечь в кинотеатры, а американцы в кассу этой картины принесли всего 50 тысяч долларов.

Российская сторона не делает для продвижения своих фильмов почти ничего. Нет программ, в рамках которых дистрибьюторы могли бы поехать в Россию с мотреть новые картины. Нет структурированных программ показа достижений российского кино в Европе. Нет цент­рализованной информации, и чаще всего трудно понять, с кем в России нужно иметь дело.

Были попытки захватить мир массовым зрелищным кино. «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова легко и непринуждённо заработал в США всего 1,5 миллиона долларов, а в 2007 году эпический «Монгол» Сергея Бодрова принёс 5,7 миллиона долларов в американском прокате, картина даже была номинирована на «Оскар». Другие ленты, на которые делались ставки по пути за границу, либо продемонстрировали разочаровывающие результаты, либо и вовсе остались внутренним продуктом — не выстрелили ни «9 рота», ни «Стрит­рейсеры», ни «Звёздные собаки: Белка и Стрелка», ни «Шпион».

Прежде чем обсуждать, смотрят ли российское кино за рубежом, давайте определим, смотрят ли его в России.

Пожалуй, самый сейчас лояльный к нам рынок потребителей — это французский. За последнее десятилетие во французском прокате было 20 российских фильмов - среди них «Русский ковчег», «Александ­ра», «Возвращение», «Изгнание», «12», «Капитанская дочка», «Гадкий утёнок», «Коктебель», «Все умрут, а я останусь». Франция - лидер по числу российских фильмов на коммерческих экранах.

Хотя в последнее время у российского кино за рубежом обнаружился новый путь — на Восток. Как ни странно, многие отечественные экспортные картины гораздо лучше выступают в Китае, чем в США. ­Вполне удачно сложилась в Поднебесной судьба «Волкодава» Николая Лебедева, «На игре 2. Новый уровень» Павла Санаева и «Метро» Антона Мегердичева. Что уж говорить о «Сталинграде» - 11,5 миллиона долларов, собранных в Китае, против американского 1 миллиона, заработанного за четыре уикенда.

"Убрать из друзей", 2015 год

«Прежде чем обсуждать, смотрят ли российское кино за рубежом, давайте определим, смотрят ли его в России. К сожалению, западные сериалы сейчас имеют гораздо больший уровень, чем отечественные художественные фильмы. Есть отдельные фильмы, которые интересны. С разнообразием мирового кино нам сложно конкурировать, и я не понимаю точно, насколько нас знают на Западе. Мы не в первых рядах, и нужно точно определить, почему так происходит», — высказал свою точку зрения «Парламентской газете» заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр и актёр Дмитрий Астрахан.

А народный артист РФ, первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко сказал в комментарии «Парламентской газете», что у отечественного кино сейчас очень небольшая ниша. «В основном в мире востребован американский продукт, потом идут Индия, Китай и Франция», — объяснил режиссёр.

Правда, кинодеятели признали, что сейчас самый экспортоориентированный продукт — это российская анимация. Популярность среди десятков стран Европы приобрёл мультипликационный бренд «Смешарики» и такие мультсериалы, как «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья», «Фиксики». При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии создан многолетний сказочный мультипликационный сериал «Гора самоцветов», который за границей тоже с удовольствием смотрят.

Карен Шахназаров
Карен Шахназаров генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», народный артист России - Отечественной киноиндустрии надо помогать, но помогать таким образом, чтобы она смогла сама себя окупать и развиваться. Что касается квотирования отечественных фильмов в кинотеатрах, то с точки зрения патриотизма это, конечно, прекрасно, а с точки зрения логики эта мера ничего не даст. Потому что если квотировать фильмы, надо дать кинотеатрам, что показывать. А что давать, если страна производит 70-80 фильмов в год? Это очень мало. Во Франции, где проживает 60 миллионов человек, выпускается порядка 400 фильмов ежегодно.
Кирилл Разлогов
Кирилл Разлогов президент Гильдии киноведов и кинокритиков России: - Российская кинематография, равно как и мировая, существует по определённым законам. Как нет проката европейских фильмов в соседних странах, хотя это и Евросоюз, так нет проката российских фильмов в США. Ведь национальные кинематографы зависят от своей собственной аудитории.
Есть, конечно, исключения. Например, Гонконг распространяет свои картины по соседним странам и получает приличные доходы от экспорта. Или продукт индийских киношников — он пользуется успехом и внутри страны, и за её пределами. Но это, в частности, происходит потому, что индийские кинорежиссёры работают и в Голливуде.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3308